тел./Viber (29) 358-24-70           (29) 859-11-13          (29) 617-16-43

"√остех≠осмотр в наше врем€ проход€т не более 50 процентов транспортных средств"

25 феврал€ 2020

ƒиректор ”ѕ «Ѕелтехосмотр» ёрий Ћенчевский рассказал, почему более половины автовладельцев не проход€т техосмотр, а также об ожидающихс€ новшествах.

— ”казом ѕрезидента є 492, подписанным в минувшем декабре, введен новый перечень документов, необходимых дл€ проведени€ гостехосмотра и административной процедуры на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. “ак какие документы сейчас надо представл€ть?

— ¬одителю не требуетс€ представл€ть работнику диагностической станции талон к водительскому удостоверению, а также разрешение органа св€зи на право использовани€ радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств. Ёто же касаетс€ и медицинской справки о состо€нии здоровь€, кроме случаев установлени€ льгот по уплате госпошлины на выдачу разрешени€ на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

— 1 апрел€ 2020-го физлицам дл€ получени€ разрешени€ на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не потребуетс€ представл€ть сертификат о прохождениии гостех­осмотра. ёридическим лицам и индивидуальным предпринимател€м дл€ получени€ разрешени€ на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении необходимо будет представл€ть сертификат о прохождении гостех­осмотра и медицинскую справку о состо€нии здоровь€ водител€ до внесени€ сответствующих изменений в законодательство, регулирующее проведение административных процедур в отношении субъектов хоз€йствовани€.

— ёрий —таниславович, в стране активно ведетс€ цифровизаци€ административных процедур, создание электронного документо­оборота, систем информационной безопасности. „то на вашем предпри€тии делаетс€ в этом направлении?

— “еперь создаютс€ электронные паспорта на автомобили, идет уход от бумажных носителей. ¬ ближайшем будущем планируем осуществл€ть выдачу разрешени€ на допуск транспортного средства к  участию в дорожном движении в электронном виде. ¬ обычном QR-коде будет «зашита» информаци€ о пройденном гостехосмотре. ѕредложени€ уже направлены в ћинтранс. ќбычна€ наклейка на стекло о прохождении гостехосмотра — вчерашний день.

ѕосле доработки сайта предпри€ти€ в «Ћичном кабинете» можно будет ознакомитьс€ с историей своего автомобил€, записатьс€ на гостехосмотр, осуществить оплату услуг, совершить другие действи€.  

—  аждый год количество легковых автомобилей, проход€щих гостехосмотр, снижаетс€. » это св€зано, скорее всего, с одновременной уплатой с автомобил€ сбора за участие в дорожном движении и прохождением техосмотра.

— «а минувший год нами выдано разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на 7,2 процента меньше, чем в 2018-м. ѕадение объемов подобных разрешений началось не вчера и св€зано с введением в 2014 году государственной пошлины за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также с ее увеличением в 2016-м в среднем на 1—3 базовые вели­чины.

ћы предполагаем, что гостех­осмотр в наше врем€ проход€т не более 50 процентов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. –ешение вопроса по отв€зке госпошлины от прохождени€ гостехосмотра помогло бы вернуть автовладельцев на станции диагностики при осуществлении действенного контрол€ со стороны р€да госорганов. Ќа дорогах эту функцию должны выполн€ть сотрудники √ј», при пересечении границы — погранкомитета и т. д. ћен€ удивл€ет, что литовские пограничники разворачивают белорусских автовладельцев, не прошедших техосмотр, а нашим нет до этого дела. ј вообще, у нас есть свое предложение по решению данной проблемы. ћы считаем, что нужно отв€зать административную процедуру по выдаче разрешени€ на участие в дорожном движении от прохождени€ техосмотра и организовать ее в электронном виде с выдачей разрешени€ на полгода либо один год с об€зательной уплатой госпошлины. “аким образом, за автомобили моложе 10 лет не придетс€ платить за два года вперед, а за автомобили такси не нужно будет уплачивать пошлину два раза в год. ѕри этом административна€ ответственность должна наступать именно за отсутствие пройденного техосмотра, где стоимость “ќ сопоставима с размером штрафа, а за несвоевременную уплату госпошлины необходимо взимать ее в двойном размере без привлечени€ к административной ответственности.

—  огда, на ваш взгл€д, может быть произведена отв€зка гостехосмотра от уплаты дорожного сбора? ќсобенно эта ситуаци€ нынче волнует пенсионеров-водителей, которые пользуютс€ личным транспортом несколько мес€цев в году.

— Ќадеюсь, это произойдет в текущем году. √лавное, чтобы уплата этого налога никак не повли€ла на прохождение водител€ми планового гостехосмотра как главного услови€ дл€ обеспечени€ безопасности дорожного движени€. ¬арианты могут быть разными, это можно возложить на страховые компании при заключении договора об€зательного страховани€, как это сделано в –осиии, либо на налоговые органы, по примеру √ермании, где просто уплачиваетс€ налог на автомобиль, также как налог на землю и недвижимость. ≈го можно уплачивать в течение года, что, безу­словно, легче, чем осуществл€ть разовый платеж.   тому же это помогло бы очистить информационную базу √ј» от автомобилей, давно не участвующих в дорожном движении, но до сих пор не сн€тых с учета. ¬озможен вариант, который предлагаем мы. ѕри этом контрольные функции государства должны быть значительно усилены различными органами по всем направле­ни€м.

ћо€ позици€ остаетс€ однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом св€зана с процеду­рой гостехосмотра. Ќеобходим комплекс меропри€тий не только стимулирующих, но и контролирующих.

— ≈сть ли сегодн€ статистика по аварийности автомобилей, которые в установленном законом пор€дке не прошли гостехосмотр?

— “аких данных у нас нет. —татистикой ƒ“ѕ занимаетс€ √осавтоинспекци€, и во главу угла ставитс€ т€жесть последствий таких ƒ“ѕ — дорожно-транспортные происшестви€ по причине неисправности автомобил€ без пострадавших в статистику не попадают.

Ќа наш взгл€д, необходимо удел€ть больше внимани€ техническому состо€нию транспортных средств, так как это отражаетс€ на безопасности всех участников дорожного движени€. „то касаетс€ нашей статистики, то в 2019 году диагностическими станци€ми было проведено более миллиона проверок технического состо€ни€ легковых автомобилей — свыше 25 процентов их диагностических карт было отмечено вердиктом «не соответствует». ≈сли говорить о причинах неисправностей автомашин, то это проблемы тормозной системы (8,2 процента от общего количества проверок), неисправности световых приборов (5,9 процента), проблемы с двигателем, элементами ходовой части, кузовом (кабиной), элементами комплектации транспортного средства (около 2 процентов по каждому из нарушений). ’очу сразу сказать, что необходимо провер€ть именно техническое состо€ние автомобил€, а не наличие в нем аптечки, огнетушител€ и знака аварийной остановки. Ёти требовани€ перекочевали к нам из ѕравил дорожного движени€ и никак не отражаютс€ на исправности автомобил€.   тому же, насколько известно, по€вилс€ своеобразный бизнес по сдаче в аренду данного комплекта дл€ прохождени€ гостехосмотра.