тел./viber  +375 (29) 358-24-70,  +375 (29) 859-11-13

Беспроводная среда «Белкоммунмаш» возвращается на рынок электротранспорта

23 декабря 2016 г.

Беспроводная среда

«Белкоммунмаш» возвращается на рынок электротранспорта

Андрей Филиппов, фото автора

Буквально 5 лет назад этот завод был одним из мировых лидеров троллейбусостроения. Его электротранспорт считался лучшим практически на всей территории СНГ, сборкой машинокомплектов занимались предприятия сразу нескольких стран. А потом всё в одночасье рухнуло. И территория завода вместе с правами на продукцию были переданы другой компании, и понять, кто же теперь является официальным производителем электротранспорта в Белоруссии, стало весьма сложно. Завод «Белкоммунмаш» на несколько лет буквально выпал из нашего поля зрения, сражаясь с новыми реалиями…

Впрочем, дорогу осилит идущий. Как оказалось, легко перехватить гордо развивающееся знамя, но очень трудно его удержать. И ярким подтверждением тому является факт, что выпуск троллейбусов и трамваев вновь идёт под патронажем завода «Белкоммунмаш». С чем же теперь предприятие возвращается на рынок электротранспорта?

Модель 321000 – первенец в новом образе. Для тех, кому дорогая оптика Hella не нужна, проработан вариант и с нынешними блок-фарами впереди и вертикальными блок-фонарями сзади
Модель 321000 – первенец в новом образе. Для тех, кому дорогая оптика Hella не нужна, проработан вариант и с нынешними блок-фарами впереди и вертикальными блок-фонарями сзади

Под проводами и без них…

Пожалуй, начать стоит с ребрендинга. Да-да, значок «Мегатрона» на передней панели ярко-жёлтого «321000» – это новый логотип «Белкоммунмаша». Возможно, он не очень хорошо вписывается в старый образ, но в дизайн новой машины логотип вошёл как единое целое.

Салон классический – упор сделан на максимальное количество «социальных» мест без подиумов, их 9 штук. Как демонстрация возможностей – в бортах розетки для зарядки ноутбуков и USB-разъёмы
Салон классический – упор сделан на максимальное количество «социальных» мест без подиумов, их 9 штук. Как демонстрация возможностей – в бортах розетки для зарядки ноутбуков и USB-разъёмы

Кстати, никакой особой причины, кроме как плановое обновление экстерьера троллейбуса, выпускаемого более 10 лет, нет. Как говорят заводчане, – просто пришло время. Что же, возможно, они правы… В любом случае, рестайлинг проведён, и нам остаётся только оценить его результаты. А так как дело это неблагодарное, отмечу только, что новый, «восьмиугольный» формат ветрового стекла не придётся по душе технической службе парков – слишком много вопросов с заменой, а в остальном все «OK».

А вот панель приборов осталась неизменной – аналоговые приборы, стандартные клавиши и кнопки управления. Обратите внимание на вентилятор на левой стойке – первый признак машины без кондиционера
А вот панель приборов осталась неизменной – аналоговые приборы, стандартные клавиши и кнопки управления. Обратите внимание на вентилятор на левой стойке – первый признак машины без кондиционера

А вот модель 32100D внешне ничем не выделяется – разве что намётанный глаз зацепится за дополнительные люки в свесе и уменьшенное по высоте заднее стекло. Но начинка машины, пожалуй, даже интереснее, чем новый дизайн коллеги по презетации. В последнее время в практику городов входит мода на маршруты, в которых частично отсутствует контактная сеть. Неважно, новый ли это микрорайон открывается или вынужденное недельное изменение маршрута из-за ремонта дороги, факт в том, что пару-тройку километров троллейбусу предстоит проезжать без доступа к внешнему источнику энергии. За смену километраж «автономного плавания» может достигать 10–15 км и без помощи мощных аккумуляторов или дополнительного дизель-генератора тут не обойтись. Вариант от «Белкоммунмаша» – литий-титанатные батареи ёмкостью 35,2 А?ч в отдельном отсеке в корме. Время полной зарядки – 40 минут (как раз время обеда), срок службы – не менее 20 000 циклов. Реально? Ещё как!

Вся новизна модели 32100D таится за люком в корме – именно там спрятаны литий-титанатные батареи, позволяющие проходить до 15 км без питания от электросети
Вся новизна модели 32100D таится за люком в корме – именно там спрятаны литий-титанатные батареи, позволяющие проходить до 15 км без питания от электросети
 
Плата за автономность – минус четыре места и отсутствие накопительной площадки в заднем свесе. Наличие дополнительного сферического зеркала на задней стенке, осталось для меня загадкой
Обслуживать систему легко – большой люк в корме и поднимаемые крышки по бокам открывают неплохой доступ. Огорчило расположение фонарей на крышке – ночью сломавшийся троллейбус «исчезнет»
 
 
Плата за автономность – минус четыре места и отсутствие накопительной площадки в заднем свесе. Наличие дополнительного сферического зеркала на задней стенке, осталось для меня загадкой

И конечно же «сладкая парочка» семейства Vitovt – одиночный электробус E420 Vitovt Electro и сочленённый E433 Vitovt Max Electro. Обе машины относятся к 4 поколению минских троллейбусов, на базе которых они и созданы. Выделяясь своим необычным дизайном, они как нельзя лучше подходят для демонстрации новых технологий и привлечения дополнительного внимания к ним.

В качестве источника энергии применяются суперконденсаторы: на «короткой» машине их ёмкость 20 А?ч при весе 700 кг, на «длинной» – 34 А?ч при весе 1350 кг. Запас хода невелик – чуть больше 10 км. Однако в отличие от литий-титанатных батарей на модели 32100D электробусы способны заряжаться с 30 до 100 % всего за 6 минут. Теоретически, создав инфраструктуру с зарядными станциями на плече в 5 км, можно обеспечить обслуживание маршрутов любой длины – главное, чтобы денег хватило, ибо удовольствие это весьма и весьма дорогое. Впрочем, это уже совсем другая тема…
 

Электробус E420 Vitovt Electro – единственный, демонстрировавшийся широкой публике. Тем не менее это самый наглядный вариант, как будет проходить процесс подзарядки в конце маршрута
Электробус E420 Vitovt Electro – единственный, демонстрировавшийся широкой публике. Тем не менее это самый наглядный вариант, как будет проходить процесс подзарядки в конце маршрута
 
Даже спустя столько лет после премьеры салон Vitovt не перестает удивлять своей компоновкой – как ни крути, но простора в самой «рабочей» части салона намного больше, чем при классической планировке
Рядом с аналоговым спидометром ЖК-дисплей с набором информации о показателях работы основных систем от давления в пневматических контурах до температуры в салоне
 
 
Даже спустя столько лет после премьеры салон Vitovt не перестает удивлять своей компоновкой – как ни крути, но простора в самой «рабочей» части салона намного больше, чем при классической планировке

Дела насущные

Если журналистов в основном интересовали технические новинки, то полсотни представителей транспортных предприятий, приехавших на «Белкоммунмаш» со всего СНГ, больше волновал вопрос реального применения того, что демонстрировалось на площадке. Я посетил итоговую конференцию и не пожалел об этом.

Для понимания уровня общения. Кроме генерального директор «Белкоммунмаша» Владимира Короля в президиуме сидели министр транспорта и коммуникаций РБ Анатолий Сивак и зампред Мингорисполкома Жанна Бирич. По сложившейся в Белоруссии традиции хвалебных од принимающей стороне от исполнительной власти никогда не слышно, в то же время данные с её стороны обещания стараются сдержать. Касательно прошедшей презентации, заводу, а значит, и транспортникам была обещана поддержка государства в развитии электробусов при условии чёткой программы, демонстрирующей экономический эффект от их внедрения хотя бы в долгосрочной перспективе – задача трудная, но ради покровительства государства почему бы и не попробовать.

Самая яркая и самая фантастическая модель показа – сочленённый электробус E433 Vitovt Max Electro. Поверить в то, что это предсерийный образец, сложно, и тем не менее это именно так
Самая яркая и самая фантастическая модель показа – сочленённый электробус E433 Vitovt Max Electro. Поверить в то, что это предсерийный образец, сложно, и тем не менее это именно так

К тому же анонсированная на выставке «Белагро-2016» поставка 20 ед. электробусов E433 Vitovt Max Electro для работы на улицах столицы Беларуcсии, запланированная на конец текущего года, похоже, вполне реальна. Для начала это будут троллейбусные маршруты № 43 (10 км) и № 59 (12 км) с планируемой установкой зарядных станций на конечных остановках. Время зарядки не будет превышать 6 минут, что вполне достаточно для поддержания нормального графика работы. К тому же мэрия Минска таким образом пытается убить сразу двух зайцев: если проект пойдет успешно, то это подтвердит не только жизнеспособность электробусов, но и позволит сэкономить внушительные суммы на реконструкции контактной сети – на данных маршрутах её просто-напросто демонтируют. Выходит, вскоре мы увидим прорыв не только в системе «Минсктранса», но и в плане работы общественного транспорта в СНГ в целом. Так что ждём с нетерпением!

 
Нет – это не электричка, хотя салон сочленённика, действительно, чем-то похож на вагон. Виной тому длинная колёсная база, из-за которой площадь пола зрительно кажется больше
До сих пор это самая просторная и самая светлая кабина в классе. Обратите внимание на «универсальную» панель, применяемую и на 300-м семействе, а вот дисплей приборов совершенно новый
Панель приборов
 
 
 
До сих пор это самая просторная и самая светлая кабина в классе. Обратите внимание на «универсальную» панель, применяемую и на 300-м семействе, а вот дисплей приборов совершенно новый

Из более приземлённых проектов я бы отметил три подписанных договора по опытной эксплуатации представленных новинок:

  • в Москву должен отправиться один из электробусов (судя по состоянию готовности и тестируемому в 8-м московском парке по маршруту «Б» 43303А Vitovt Max Duo, это будет E433 Vitovt Max Electro);
  • в Санкт-Петербург уйдет модель 321000D с увеличенным автономным ходом;
  • в Чернигов поступит первый образец рестайлинговой модели 321000.

Напомню, и в России, и на Украине есть и свои производители троллейбусов, и программы типа «покупай своё». Так что устойчивый интерес к технике «Белкоммунмаша» говорит о многом.

И напоследок буквально одной строкой об узкопрофессиональном – белорусский Банк развития предлагает ВСЕМ транспортникам вне зависимости от государственной принадлежности кредиты на закупку белорусской техники от $ 1 000 000 на 5 лет (по договорённости 10 лет) под 1,79 % годовых в долларах США; 0,35 % годовых в евро и 7 % годовых в российских рублях. Это в два раза выгоднее, чем предложения российских банков! Неудивительно, что глава ГУП «МосГорТранса» Евгений Михайлов прямо на конференции изъявил желание подробнее ознакомиться с нюансами подобного кредитования. Похоже, внешние рынки у белорусов по-прежнему в приоритете, и борьба за них выходит на новый уровень по всем направлениям…

http://www.gruzovikpress.ru