Velcom/Viber (29) 358-24-70          ћ“— (29) 859-11-13          офис (17) 255-57-86

Ѕеспроводна€ среда ЂЅелкоммунмашї возвращаетс€ на рынок электротранспорта

23 декабр€ 2016

Ѕеспроводна€ среда

«Ѕелкоммунмаш» возвращаетс€ на рынок электротранспорта

јндрей ‘илиппов, фото автора

Ѕуквально 5 лет назад этот завод был одним из мировых лидеров троллейбусостроени€. ≈го электротранспорт считалс€ лучшим практически на всей территории —Ќ√, сборкой машинокомплектов занимались предпри€ти€ сразу нескольких стран. ј потом всЄ в одночасье рухнуло. » территори€ завода вместе с правами на продукцию были переданы другой компании, и пон€ть, кто же теперь €вл€етс€ официальным производителем электротранспорта в Ѕелоруссии, стало весьма сложно. «авод «Ѕелкоммунмаш» на несколько лет буквально выпал из нашего пол€ зрени€, сража€сь с новыми реали€ми…

¬прочем, дорогу осилит идущий.  ак оказалось, легко перехватить гордо развивающеес€ знам€, но очень трудно его удержать. » €рким подтверждением тому €вл€етс€ факт, что выпуск троллейбусов и трамваев вновь идЄт под патронажем завода «Ѕелкоммунмаш». — чем же теперь предпри€тие возвращаетс€ на рынок электротранспорта?

ћодель 321000 Ц первенец в новом образе. ƒл€ тех, кому дорога€ оптика Hella не нужна, проработан вариант и с нынешними блок-фарами впереди и вертикальными блок-фонар€ми сзади
ћодель 321000 – первенец в новом образе. ƒл€ тех, кому дорога€ оптика Hella не нужна, проработан вариант и с нынешними блок-фарами впереди и вертикальными блок-фонар€ми сзади

ѕод проводами и без них…

ѕожалуй, начать стоит с ребрендинга. ƒа-да, значок «ћегатрона» на передней панели €рко-жЄлтого «321000» – это новый логотип «Ѕелкоммунмаша». ¬озможно, он не очень хорошо вписываетс€ в старый образ, но в дизайн новой машины логотип вошЄл как единое целое.

—алон классический Ц упор сделан на максимальное количество Ђсоциальныхї мест без подиумов, их 9 штук.  ак демонстраци€ возможностей Ц в бортах розетки дл€ зар€дки ноутбуков и USB-разъЄмы
—алон классический – упор сделан на максимальное количество «социальных» мест без подиумов, их 9 штук.  ак демонстраци€ возможностей – в бортах розетки дл€ зар€дки ноутбуков и USB-разъЄмы

 стати, никакой особой причины, кроме как плановое обновление экстерьера троллейбуса, выпускаемого более 10 лет, нет.  ак говор€т заводчане, – просто пришло врем€. „то же, возможно, они правы… ¬ любом случае, рестайлинг проведЄн, и нам остаЄтс€ только оценить его результаты. ј так как дело это неблагодарное, отмечу только, что новый, «восьмиугольный» формат ветрового стекла не придЄтс€ по душе технической службе парков – слишком много вопросов с заменой, а в остальном все «OK».

ј вот панель приборов осталась неизменной Ц аналоговые приборы, стандартные клавиши и кнопки управлени€. ќбратите внимание на вентил€тор на левой стойке Ц первый признак машины без кондиционера
ј вот панель приборов осталась неизменной – аналоговые приборы, стандартные клавиши и кнопки управлени€. ќбратите внимание на вентил€тор на левой стойке – первый признак машины без кондиционера

ј вот модель 32100D внешне ничем не выдел€етс€ – разве что намЄтанный глаз зацепитс€ за дополнительные люки в свесе и уменьшенное по высоте заднее стекло. Ќо начинка машины, пожалуй, даже интереснее, чем новый дизайн коллеги по презетации. ¬ последнее врем€ в практику городов входит мода на маршруты, в которых частично отсутствует контактна€ сеть. Ќеважно, новый ли это микрорайон открываетс€ или вынужденное недельное изменение маршрута из-за ремонта дороги, факт в том, что пару-тройку километров троллейбусу предстоит проезжать без доступа к внешнему источнику энергии. «а смену километраж «автономного плавани€» может достигать 10–15 км и без помощи мощных аккумул€торов или дополнительного дизель-генератора тут не обойтись. ¬ариант от «Ѕелкоммунмаша» – литий-титанатные батареи Ємкостью 35,2 ј?ч в отдельном отсеке в корме. ¬рем€ полной зар€дки – 40 минут (как раз врем€ обеда), срок службы – не менее 20 000 циклов. –еально? ≈щЄ как!

¬с€ новизна модели 32100D таитс€ за люком в корме Ц именно там спр€таны литий-титанатные батареи, позвол€ющие проходить до 15 км без питани€ от электросети
¬с€ новизна модели 32100D таитс€ за люком в корме – именно там спр€таны литий-титанатные батареи, позвол€ющие проходить до 15 км без питани€ от электросети
 
ѕлата за автономность Ц минус четыре места и отсутствие накопительной площадки в заднем свесе. Ќаличие дополнительного сферического зеркала на задней стенке, осталось дл€ мен€ загадкой
ќбслуживать систему легко Ц большой люк в корме и поднимаемые крышки по бокам открывают неплохой доступ. ќгорчило расположение фонарей на крышке Ц ночью сломавшийс€ троллейбус Ђисчезнетї
 
 
ѕлата за автономность – минус четыре места и отсутствие накопительной площадки в заднем свесе. Ќаличие дополнительного сферического зеркала на задней стенке, осталось дл€ мен€ загадкой

» конечно же «сладка€ парочка» семейства Vitovt – одиночный электробус E420 Vitovt Electro и сочленЄнный E433 Vitovt Max Electro. ќбе машины относ€тс€ к 4 поколению минских троллейбусов, на базе которых они и созданы. ¬ыдел€€сь своим необычным дизайном, они как нельз€ лучше подход€т дл€ демонстрации новых технологий и привлечени€ дополнительного внимани€ к ним.

¬ качестве источника энергии примен€ютс€ суперконденсаторы: на «короткой» машине их Ємкость 20 ј?ч при весе 700 кг, на «длинной» – 34 ј?ч при весе 1350 кг. «апас хода невелик – чуть больше 10 км. ќднако в отличие от литий-титанатных батарей на модели 32100D электробусы способны зар€жатьс€ с 30 до 100 % всего за 6 минут. “еоретически, создав инфраструктуру с зар€дными станци€ми на плече в 5 км, можно обеспечить обслуживание маршрутов любой длины – главное, чтобы денег хватило, ибо удовольствие это весьма и весьма дорогое. ¬прочем, это уже совсем друга€ тема…
 

Ёлектробус E420 Vitovt Electro Ц единственный, демонстрировавшийс€ широкой публике. “ем не менее это самый нагл€дный вариант, как будет проходить процесс подзар€дки в конце маршрута
Ёлектробус E420 Vitovt Electro – единственный, демонстрировавшийс€ широкой публике. “ем не менее это самый нагл€дный вариант, как будет проходить процесс подзар€дки в конце маршрута
 
ƒаже спуст€ столько лет после премьеры салон Vitovt не перестает удивл€ть своей компоновкой Ц как ни крути, но простора в самой Ђрабочейї части салона намного больше, чем при классической планировке
–€дом с аналоговым спидометром ∆ -дисплей с набором информации о показател€х работы основных систем от давлени€ в пневматических контурах до температуры в салоне
 
 
ƒаже спуст€ столько лет после премьеры салон Vitovt не перестает удивл€ть своей компоновкой – как ни крути, но простора в самой «рабочей» части салона намного больше, чем при классической планировке

ƒела насущные

≈сли журналистов в основном интересовали технические новинки, то полсотни представителей транспортных предпри€тий, приехавших на «Ѕелкоммунмаш» со всего —Ќ√, больше волновал вопрос реального применени€ того, что демонстрировалось на площадке. я посетил итоговую конференцию и не пожалел об этом.

ƒл€ понимани€ уровн€ общени€.  роме генерального директор «Ѕелкоммунмаша» ¬ладимира  орол€ в президиуме сидели министр транспорта и коммуникаций –Ѕ јнатолий —ивак и зампред ћингорисполкома ∆анна Ѕирич. ѕо сложившейс€ в Ѕелоруссии традиции хвалебных од принимающей стороне от исполнительной власти никогда не слышно, в то же врем€ данные с еЄ стороны обещани€ стараютс€ сдержать.  асательно прошедшей презентации, заводу, а значит, и транспортникам была обещана поддержка государства в развитии электробусов при условии чЄткой программы, демонстрирующей экономический эффект от их внедрени€ хот€ бы в долгосрочной перспективе – задача трудна€, но ради покровительства государства почему бы и не попробовать.

—ама€ €рка€ и сама€ фантастическа€ модель показа Ц сочленЄнный электробус E433 Vitovt Max Electro. ѕоверить в то, что это предсерийный образец, сложно, и тем не менее это именно так
—ама€ €рка€ и сама€ фантастическа€ модель показа – сочленЄнный электробус E433 Vitovt Max Electro. ѕоверить в то, что это предсерийный образец, сложно, и тем не менее это именно так

  тому же анонсированна€ на выставке «Ѕелагро-2016» поставка 20 ед. электробусов E433 Vitovt Max Electro дл€ работы на улицах столицы Ѕеларуcсии, запланированна€ на конец текущего года, похоже, вполне реальна. ƒл€ начала это будут троллейбусные маршруты є 43 (10 км) и є 59 (12 км) с планируемой установкой зар€дных станций на конечных остановках. ¬рем€ зар€дки не будет превышать 6 минут, что вполне достаточно дл€ поддержани€ нормального графика работы.   тому же мэри€ ћинска таким образом пытаетс€ убить сразу двух зайцев: если проект пойдет успешно, то это подтвердит не только жизнеспособность электробусов, но и позволит сэкономить внушительные суммы на реконструкции контактной сети – на данных маршрутах еЄ просто-напросто демонтируют. ¬ыходит, вскоре мы увидим прорыв не только в системе «ћинсктранса», но и в плане работы общественного транспорта в —Ќ√ в целом. “ак что ждЄм с нетерпением!

 
Ќет Ц это не электричка, хот€ салон сочленЄнника, действительно, чем-то похож на вагон. ¬иной тому длинна€ колЄсна€ база, из-за которой площадь пола зрительно кажетс€ больше
ƒо сих пор это сама€ просторна€ и сама€ светла€ кабина в классе. ќбратите внимание на Ђуниверсальнуюї панель, примен€емую и на 300-м семействе, а вот дисплей приборов совершенно новый
ѕанель приборов
 
 
 
ƒо сих пор это сама€ просторна€ и сама€ светла€ кабина в классе. ќбратите внимание на «универсальную» панель, примен€емую и на 300-м семействе, а вот дисплей приборов совершенно новый

»з более приземлЄнных проектов € бы отметил три подписанных договора по опытной эксплуатации представленных новинок:

  • в ћоскву должен отправитьс€ один из электробусов (суд€ по состо€нию готовности и тестируемому в 8-м московском парке по маршруту «Ѕ» 43303ј Vitovt Max Duo, это будет E433 Vitovt Max Electro);
  • в —анкт-ѕетербург уйдет модель 321000D с увеличенным автономным ходом;
  • в „ернигов поступит первый образец рестайлинговой модели 321000.

Ќапомню, и в –оссии, и на ”краине есть и свои производители троллейбусов, и программы типа «покупай своЄ». “ак что устойчивый интерес к технике «Ѕелкоммунмаша» говорит о многом.

» напоследок буквально одной строкой об узкопрофессиональном – белорусский Ѕанк развити€ предлагает ¬—≈ћ транспортникам вне зависимости от государственной принадлежности кредиты на закупку белорусской техники от $ 1 000 000 на 5 лет (по договорЄнности 10 лет) под 1,79 % годовых в долларах —Ўј; 0,35 % годовых в евро и 7 % годовых в российских рубл€х. Ёто в два раза выгоднее, чем предложени€ российских банков! Ќеудивительно, что глава √”ѕ «ћос√ор“ранса» ≈вгений ћихайлов пр€мо на конференции изъ€вил желание подробнее ознакомитьс€ с нюансами подобного кредитовани€. ѕохоже, внешние рынки у белорусов по-прежнему в приоритете, и борьба за них выходит на новый уровень по всем направлени€м…

http://www.gruzovikpress.ru