Velcom/Viber (29) 358-24-70          ћ“— (29) 859-11-13          офис (17) 255-57-86

ѕервые дальнобойщики международных перевозок

07 но€бр€ 2016

ѕервые дальнобойщики международных перевозок

—танислав  ирилец (Stanislav Kiriletz, √ермани€)
»ллюстрации из коллекции автора, архива ¬.». ƒубовского и российской периодики 1911–1912 гг.

 огда среди любителей автомобильной истории заходит разговор о первом отечественном предпри€тии по международным грузовым перевозкам, то на ум приходит – «—овтрансавто». Ёта тема необычайно попул€рна как среди профессиональных историков, так и среди любителей, в первую очередь по причине наличи€ в автопарке этой структуры грузовых автомобилей производства знаменитых европейских заводов. јвтопарк элитного советского перевозчика заметно отличалс€ от автопарка предпри€тий, осуществл€вших дальние рейсы внутри страны, и осталс€ в пам€ти поколени€, выросшего в ———–.

ќднако международный грузовой «дальнобой» имеет в –оссии давние традиции. ћало того, –осси€ вполне может претендовать на исторический приоритет в этой отрасли. ќб одной из самых первых в мире компаний по международным грузопассажирским перевозкам стоит рассказать подробнее.

–егул€рное автомобильное движение

Ќа рубеже XIX и XX веков во многих странах ≈вропы и —еверной јмерики началось развитие грузопассажирского и автомобильного транспорта. ќднако в отличие от довольно стремительного роста производства легковых автомобилей, изготовление грузовиков и автобусов развивалось скромными темпами. ¬ городских и пригородных перевозках грузовые машины медленно, но верно внедр€лись в эксплуатацию, но в перевозке грузов на дальние рассто€ни€ они безнадЄжно проигрывали железнодорожному транспорту.

  тому времени страны «ападной ≈вропы уже покрылись густой сетью железных дорог, перевозка товаров по ним была отлажена и стоила сравнительно недорого.   тому же паровозы были надЄжным и неприхотливым видом транспорта, чего нельз€ сказать о ранних автомобил€х. ѕервым в мире грузовым автопоездом дл€ дальнего сообщени€ считаетс€ изготовленный в 1903 г. в Ѕерлине фирмой Neue Automobil-Gesellschaft mbH (N.A.G., или NAG, к этой фирме мы ещЄ вернЄмс€) специальный грузовик с двум€ прицепами NAG «Durch». ƒва таких автомобил€ успешно эксплуатировали в т€жЄлых услови€х √ерманской ёго-«ападной јфрики более дес€ти лет. ѕозже и в других африканских колони€х немцы и французы эпизодически примен€ли подобные машины – именно там, где ощущалась нехватка железных дорог.

 
√ерманские автопоезда повышенной проходимости NAG ЂDurchї (Ќј√ Ђƒурьхї) конструкции …озефа ‘ольмера. —имволичное название. ¬озведЄнный в статус существительного немецкий предлог durch можно перевести на русский как Ђчерезї или Ђсквозьї.  олЄса автомобилей и прицепов были изготовлены из стали, дл€ повышени€ проходимости ведущие колЄса оснащены грунтозацепами. “€гач весил 4,2 т и мог тащить п€ть прицепных повозок. ћаксимальна€ грузоподъЄмность с прицепами Ц 20 т. ƒвигатель Ц 4 цилиндра, 11,2 л, 45Ц60 л.с. ћногие немецкие любители автостарины до сих пор мечтают найти в пустын€х Ќамибии их останки. Ќа первом снимке испытани€ первого NAG ЂDurchї в Ѕерлине, 1903 г. Ќа втором Ц обе машины в ¬индхуке, 1905 г.
√ерманские автопоезда повышенной проходимости NAG ЂDurchї (Ќј√ Ђƒурьхї) конструкции …озефа ‘ольмера. —имволичное название. ¬озведЄнный в статус существительного немецкий предлог durch можно перевести на русский как Ђчерезї или Ђсквозьї.  олЄса автомобилей и прицепов были изготовлены из стали, дл€ повышени€ проходимости ведущие колЄса оснащены грунтозацепами. “€гач весил 4,2 т и мог тащить п€ть прицепных повозок. ћаксимальна€ грузоподъЄмность с прицепами Ц 20 т. ƒвигатель Ц 4 цилиндра, 11,2 л, 45Ц60 л.с. ћногие немецкие любители автостарины до сих пор мечтают найти в пустын€х Ќамибии их останки. Ќа первом снимке испытани€ первого NAG ЂDurchї в Ѕерлине, 1903 г. Ќа втором Ц обе машины в ¬индхуке, 1905 г.
 
 
√ерманские автопоезда повышенной проходимости NAG «Durch» (Ќј√ «ƒурьх») конструкции …озефа ‘ольмера. —имволичное название. ¬озведЄнный в статус существительного немецкий предлог durch можно перевести на русский как «через» или «сквозь».  олЄса автомобилей и прицепов были изготовлены из стали, дл€ повышени€ проходимости ведущие колЄса оснащены грунтозацепами. “€гач весил 4,2 т и мог тащить п€ть прицепных повозок. ћаксимальна€ грузоподъЄмность с прицепами – 20 т. ƒвигатель – 4 цилиндра, 11,2 л, 45–60 л.с. ћногие немецкие любители автостарины до сих пор мечтают найти в пустын€х Ќамибии их останки. Ќа первом снимке испытани€ первого NAG «Durch» в Ѕерлине, 1903 г. Ќа втором – обе машины в ¬индхуке, 1905 г.

”же в конце XIX века в некоторых странах ≈вропы, а немногим позже и в –оссии, начались регул€рные междугородные пассажирские перевозки на «автомобил€х-омнибусах». ќни осуществл€лись, как правило, на маршрутах короткой и средней прот€жЄнности, в местах, не охваченных сетью железных дорог. » именно на окраинах –оссийской империи – таких регионов было ещЄ много. ¬ начале XX века в –оссии стало развиватьс€ автомобильно-омнибусное сообщение – прежде всего в ѕрибалтийском крае, ‘инл€ндии и губерни€х ÷арства ѕольского, в ћалороссии и Ќовороссии, в  рыму и на  авказе, а также в отдалЄнных восточных регионах страны. ќсобенно на побережье „Єрного мор€ регул€рное автомобильное движение быстро набирало обороты и приносило немалую прибыль. ¬ наше врем€ такие маршруты, как Ќовороссийск – јдлер или —имферополь – ялта, дальними не назовЄшь, но тогда это считалось огромным достижением. „то касаетс€ грузовых перевозок на дальние дистанции, то положение в этой сфере ещЄ долго оставалось в зачаточном состо€нии как в –оссии, так и за границей. √рузовые междугородные перевозки на автомобил€х носили в то врем€ случайный характер, осуществл€лись на короткие дистанции и очень редко выходили за пограничные шлагбаумы.

–усско-персидские концессии

¬есной 1906 г. многие газеты и журналы облетела сенсационна€ информаци€ об открытии регул€рного автомобильного движени€ между –оссией и ѕерсией. √ерманска€ и швейцарска€ профильна€ пресса рапортовала в унисон: «–усские сделали новый шаг вперЄд в усилении своего вли€ни€ в ѕерсии – только что между Ёнзели и “егераном началось регул€рное автомобильное движение, значительно сблизив  авказ и ѕерсию». ƒалее сообщалось о том, что русские инженеры «на зависть англичанам» построили отличное шоссе, по которому посто€нно курсируют многочисленные автомобили. «вучали и прозрачные намЄки, что эта великолепна€ работа русских инженеров-дорожников осуществилась благодар€ протекции некой высокопоставленной особы из ѕетербурга при полном согласии персидского шаха. ј поддержал идею прогрессивный премьер ѕерсии, сво€к шаха и «большой друг русских» ћуртаза  ули-хан —ани-уд-ƒаула. ќн изучал в √ермании машиностроение и слыл знатоком автомобильного дела.  онцессию на автомобильные перевозки русские получили на 20 лет, и персидский премьер вложил в это дело немалые личные средства. ѕредпри€тию немцы сулили процветающее будущее.

 

«Ћюбопытно отметить следующее. ћежду Ёнзели и  азвином не раз были сделаны попытки открыть автомобильное движение, и все они, несмотр€ на высокий фрахт за перевозки, оканчивались полной неудачей.

‘ирма «Ќобель» присылала своих инженеров дл€ исследовани€ дороги, но инженеры нашли еЄ непригодной дл€ автомобилей. ¬ управлении Ёнзели-“егеранской дороги прежде работало несколько автомобилей, которые весьма скоро пришли в полную негодность. “еперь эти автомобили совершенно заброшены».

¬.ј. Ўуф, 1912 г.

јвтомобиль ЂЋесснерї инженера ј.». “рескинского, 1905 г.
јвтомобиль «Ћесснер» инженера ј.». “рескинского, 1905 г.

јнглийские и американские журналисты вторили немцам, но кратко и без особых эмоций. ƒело в том, что в период 1905–1911 гг. ѕерси€ была охвачена  онституционной революцией. ¬ восточные дела активно вмешались –осси€, ¬еликобритани€ и √ермани€, сопернича€ между собой за вли€ние. ѕри этом германские и российские интересы противосто€ли английским. ¬ 1906 г. в ѕерсии была введена конституци€, а в следующем году было заключено британско-российское соглашение о разделе »рана на сферы вли€ни€. —еверна€ часть страны попала под российскую опеку, центральна€ часть была объ€влена нейтральной и открытой дл€ √ермании, а на ёге хоз€йничали англичане. ѕервоначально –осси€ проводила по отношению к ѕерсии традиционную мирную политику, привлекала значительные средства дл€ развити€ инфраструктуры и международной торговли, вынашива€ проект ¬еликого индийского пути.

»стори€ российских концессий на постройку и эксплуатацию железных и шоссейных дорог в ѕерсии началась в 1872 году. ѕервое построенное русскими шоссе –ешт – “егеран было открыто дл€ гужевого движени€ уже в 1900 г. ¬ течение последующих дес€ти лет были построены шоссейные дороги Ёнзели – –ешт,  азвин – ’амадан и ƒжульфа – “авриз.

Ћегковые машины NAG AC4 11/18 PS и открытый автобус предпринимател€ ¬асильева перед отправкой в ƒжульфу. “ифлис, 1910 г.
Ћегковые машины NAG AC4 11/18 PS и открытый автобус предпринимател€ ¬асильева перед отправкой в ƒжульфу. “ифлис, 1910 г.

ќткрытие в 1906 г. регул€рного автомобильного движени€ обществом Ёнзели-“егеранской дороги €вилось ожидаемым результатом российской политической и экономической активности в ѕерсии. ќднако российска€ пресса не уделила этому событию пристального внимани€ – де€ние не было таким грандиозным, как его описывали немцы. ќрганизатором международных рейсов стал прибывший незадолго до этого на работу в ѕерсию опытный инженер ј.». “рескинский, работавший ранее на строительстве  ругобайкальской железной дороги. »нициатива этого начинани€ исходила от министра путей сообщени€ кн€з€ ћ.». ’илкова, которого поддержал председатель —овета министров граф —.ё. ¬итте. ’илков слыл энтузиастом-автомобилистом и радетелем моторизации –оссии, ¬итте раздел€л его взгл€ды. ¬идимо, именно ¬итте имели в виду немцы, говор€ о поддержке некой «высокопоставленной особы». ј.». “рескинский, владелец автомобил€ отечественной марки «Ћесснер» (такой же машиной пользовалс€ —.ё. ¬итте), заказал в ѕетербурге и привЄз на новое место службы, веро€тно, один грузовой автомобиль и один небольшой автобус. “очных данных об этих машинах и их работе в ѕерсии пока найти не удалось. ѕо сведени€м историка ¬.». ƒубовского, это были ввезЄнные из √ермании автомобили «ƒаймлер» или идентичные по конструкции машины «Ћесснер» российской сборки. —уд€ по всему, работали они на маршруте недолго. ¬ 1907 году в ѕерсии началс€ новый всплеск народных волнений, а вскоре разгорелась насто€ща€ гражданска€ война. » без того небезопасна€ ситуаци€ вокруг шоссейных дорог обострилась, вооружЄнные нападени€ участились, что привело к временному снижению российской экономической активности. ќ дальнейшем развитии автомобильного движени€ не могло быть и речи, хот€ попытки продолжались и в смутное врем€.

«ј.». “рескинский ознакомил мен€ с помещением управлени€ дороги, а также сообщил некоторые данные о грузопассажирском автомобильном движении на дороге.

ѕоследнее столь быстро развилось, что трудно было ожидать. ¬ насто€щее врем€ у дороги имеетс€ четыре автомобил€-грузовика и три пассажирских. јвтомобили-грузовики дают доход около шестисот рублей в день, а насколько велико пассажирское движение на автомобил€х, можно судить по тому, что мне дл€ того, чтобы выехать на пассажирском автомобиле из “авриза, надо было записыватьс€ чуть не за две недели вперЄд (с 1 €нвар€ 1911 года по 30 но€бр€ того же года пассажиров было перевезено: на автомобил€х пассажирских – 3442 чел., на грузовиках – 3664, итого – 7106; груза же было перевезено 91 200 пудов).

ѕассажирские автомобили из ƒжульфы в “авриз и обратно ход€т три раза в неделю, но в большинстве случаев чаще, так как слишком большой наплыв пассажиров, особенно едущих из “авриза».

Ѕ.ћ. √урьев, 1912 г.

“авризский тракт

√ражданска€ война и беспор€дки в ѕерсии потребовали активного военного вмешательства –оссии в этом весьма чувствительном дл€ неЄ регионе. 20 апрел€ 1909 г. командующему войсками  авказского военного округа генерал-адъютанту графу ».».  ¬оронцову-ƒашкову была направлена секретна€ директива, в которой говорилось: «¬виду ожидавшегос€ в “авризе нападени€ на консульство и европейские учреждени€ и подданных со стороны революционеров и населени€ “авриза, доведЄнного до отча€ни€ голодом […] √осударь »мператор повелел немедленно двинуть форсированным маршем в “авриз отр€д достаточной силы дл€ защиты русских и иностранных учреждений и подданных, подвоза к ним продовольстви€, а также дл€ поддержани€ обеспеченного сообщени€ “авриза с ƒжульфой». ¬скоре началась российска€ интервенци€ в ѕерсию. √раницу перешли два батальона пехоты, четыре конные сотни кубанских казаков, сапЄрна€ рота и три артиллерийские батареи.

¬ведение частей –усской армии в ѕерсию несколько стабилизировало обстановку и оживило экономику, торговлю и транспорт. ”правл€ющий ƒжульфа-“авризской дорогой инженер ј.». “рескинский решил возобновить регул€рное автомобильное движение. 20 марта 1910 г. при поддержке ¬оенного министерства и ћинистерства путей сообщени€ в ѕерсии была основана нова€ коммерческа€ концесси€ по грузовым и пассажирским автомобильным перевозкам с привлечением частного капитала.

јвтобус NAG N4 18/20 PS у заставы ям. ѕерси€, 1911 г.
јвтобус NAG N4 18/20 PS у заставы ям. ѕерси€, 1911 г.

јвтомобильное сообщение организовал инженер √. . ¬асильев, отправивший в ѕерсию грузовики с прицепами, легковые машины и автобусы – все производства немецкой фирмы NAG. јвтомобили начали работу в основном на маршруте ƒжульфа – “авриз, прот€жЄнностью 135 вЄрст. ѕо современным меркам это отнюдь не «дальнобой», но в те времена организаци€ регул€рных рейсов на такое рассто€ние в т€жЄлых и небезопасных услови€х горных дорог считалось большим достижением. ¬ыбор предпринимател€ автомобилей марки NAG был неслучайным.   тому времени эти машины, особенно грузовики, зарекомендовали себ€ как одни из самых надЄжных в ≈вропе. ¬есьма продуманным было и решение закупить все автомобили одной марки. Ёто обсто€тельство, совсем не характерное дл€ –оссийской империи, где «разномарочье» автопарка было «из р€да вон выход€щее», облегчало эксплуатацию, ремонт и снабжение машин запчаст€ми. ѕредпри€тие ¬асильева оказалось рентабельным и стало быстро развиватьс€ – строились промежуточные станции, склады с бензином и маслом, ремонтные мастерские.  азачьи разъезды посто€нно патрулировали шоссе и охран€ли станции. Ѕез их охраны движение и пассажиров, и товаров в по-прежнему неспокойных местах было бы невозможным.

√рузовой автомобиль NAG P8 40/45 PS модели 1910 г. с прицепом. Ёти машины считали одними из лучших в своЄм классе и экспортировали во многие страны мира. ¬ √ермании их приобретение и эксплуатаци€ населением частично субсидировалась военным министерством. √рузоподъЄмность Ц 5Ц6 т, двигатель Ц 4 цилиндра, 8,49 л, мощность Ц 45 л.с.
√рузовой автомобиль NAG P8 40/45 PS модели 1910 г. с прицепом. Ёти машины считали одними из лучших в своЄм классе и экспортировали во многие страны мира. ¬ √ермании их приобретение и эксплуатаци€ населением частично субсидировалась военным министерством. √рузоподъЄмность – 5–6 т, двигатель – 4 цилиндра, 8,49 л, мощность – 45 л.с.

ќбщество ƒжульфа-“авризской дороги работало в неверо€тно т€жЄлых услови€х. ѕроблемы заключались не только в опасности самого пути, особенно на горных перевалах в зимние мес€цы, но и в разбое на трассе. ѕодстрекаемые англичанами различные вооружЄнные группировки курдов посто€нно угрожали автомобильному движению, случались и нападени€ на автомобили. ƒо поры до времени казакам всЄ же удавалось обеспечивать надЄжную охрану дороги.  роме того, построенные русскими шоссе и мосты приходилось посто€нно ремонтировать. Ќепрерывно шла работа по расширению сети шоссейных путей. ¬ числе важных задач надлежало улучшить дороги в пограничных провинци€х ѕерсии, в том числе построить стратегически важные шоссе от ƒжульфы на “авриз и от Ёнзели на  азвин и далее на “егеран. „то и было сделано в самые короткие сроки. Ќо дл€ этого потребовалось усиление военного присутстви€ в ѕерсии. 3 но€бр€ 1911 г. под предлогом защиты российских подданных части –усской армии под командованием генерал-майора Ќ.Ќ. ¬оропанова перешли границу и зан€ли город  азвин. ѕерсидское правительство согласилось удовлетворить требовани€ –оссии о наведении пор€дка в стране и обеспечении защиты еЄ экономических интересов.

«ƒорога […] соедин€ет (два тупика) ƒжульфу с “авризом. ќна представл€ет собою не шоссе, а скорее слабо шоссированное полотно железной дороги, от времени и посто€нной езды пришедшее в неудовлетворительное состо€ние. —амо полотно этой дороги, в особенности на насып€х, чрезвычайно узко, так что не всегда можно разъехатьс€ со встречными экипажами, запр€жЄнными четвЄрками лошадей (молоканские фургоны). [ћолокане – религиозна€ община немцев-колонистов, проживавших в то врем€ на  авказе. – ѕрим. авт. ]. —одержитс€ это полотно неудовлетворительно, всЄ в выбоинах, со слабыми обочинами. √рузовик, ставший на такую обочину, рискует сползти вниз и очутитьс€ под откосом, что нередко случалось в первое врем€ с грузовиками частной компании, работавшими между ƒжульфой и “авризом. –емонт полотна заключаетс€ в том, что рабочими рассыпаетс€ по дороге толстый слой щебн€, а затем укатка этого щебн€ предоставл€етс€ фургонам и автомобил€м. √рузовики частной компании, работающие между “авризом и ƒжульфой, имеют железные шины, так что дл€ них рассыпанный щебень не имеет значени€ [...].  роме того, сама дорога, пролегающа€ в горной местности, чрезвычайно трудна дл€ движени€ автомобилей. ѕодъЄм дороги местами доходит до 0,08–0,1. ¬о врем€ дождей и гололедицы дорога эта делаетс€ ещЄ затруднительнее».

ѕ.». —екретев, 1912 г.

ѕерсидский марш

— вводом новых частей –усской армии в ѕерсию в 1911 г. увеличилась потребность в расширении масштабов автомобильного сообщени€, в первую очередь грузового. ќтдел военных сообщений √лавного управлени€ √енерального Ўтаба прин€л решение отправить в ѕерсию автомобильный отр€д, который должен был обеспечить работы по строительству новых шоссейных дорог и перевозку военных грузов. Ёто решение полностью соответствовало планам командира ”чебной автомобильной роты подполковника ѕ.». —екретева, давно задумавшего проверку эксплуатационных качеств армейских автомобилей при длительном использовании в т€жЄлых климатических и дорожных услови€х.

“ри автопоезда NAG P8 40/45 PS на ƒжульфа-“авризском шоссе. ¬ передней машине сид€т (слева направо): предприниматель автомобильного сообщени€ ¬асильев, секретарь –оссийского консульства Ѕел€ев, управл€ющий обществом ƒжульфа-“авризских дорог “рескинский, 1911 г.
“ри автопоезда NAG P8 40/45 PS на ƒжульфа-“авризском шоссе. ¬ передней машине сид€т (слева направо): предприниматель автомобильного сообщени€ ¬асильев, секретарь –оссийского консульства Ѕел€ев, управл€ющий обществом ƒжульфа-“авризских дорог “рескинский, 1911 г.

»з состава роты —екретева был сформирован отдельный автомобильный отр€д и 22 декабр€ командирован в ѕерсию. јвтомобили отправили из ѕетербурга по железной дороге на открытых платформах. Ќа  авказе отр€д был разделЄн штабом  авказского военного округа на два взвода. ѕервый взвод под командованием штабс-капитана ¬.–. ¬редена 30 декабр€ 1911 г. прибыл в ƒжульфу, а второй, под командованием поручика ¬.ј. ћгеброва, был отправлен в Ёнзели. ≈му было поручено установить сообщение от Ёнзели через –ешт и  азвин до “егерана. јрмейские автомобили были немецкого, швейцарского, австрийского, италь€нского, французского и американского производства. ѕод начальством ¬редена состо€ли два легковых автомобил€ Opel, санитарна€ машина Laurin & Klement и четыре грузовика: трЄхтонные – Gramm, Saurer и Daimler и 1,5-тонный Saurer. ¬ состав взвода ћгеброва вошли грузовики MULAG, Laurin & Klement, Berliet, FIAT и легковой автомобиль Benz. ќтр€д ”чебной автороты в ѕерсии успешно работал два с половиной мес€ца в крайне сложных зимних услови€х. ¬оенные автомобилисты перевозили не только армейские грузы, но гражданские, а также пассажиров, и в какой-то мере конкурировали с компанией инженера ¬асильева.

ѕогрузка принадлежащему √.  ¬асильеву автомобил€ NAG в ƒжульфе, 1911 г. ≈сли сравнить этот снимок с отдельными современными фотографи€ми грузопассажирских перевозок на ¬остоке, то видно, что с тех пор в эксплуатации автотранспорта в некоторых регионах јзии значительных изменений не произошло
ѕогрузка принадлежащему √.  ¬асильеву автомобил€ NAG в ƒжульфе, 1911 г. ≈сли сравнить этот снимок с отдельными современными фотографи€ми грузопассажирских перевозок на ¬остоке, то видно, что с тех пор в эксплуатации автотранспорта в некоторых регионах јзии значительных изменений не произошло

¬ декабре 1911 г. во врем€ изъ€ти€ русскими войсками крупных партий оружи€ в “авризе и –еште вспыхнули беспор€дки, которые привели к жертвам среди мирного населени€. ¬округ этих городов развернулись насто€щие сражени€. ¬ “авризе подверглись нападению –оссийское консульство, здание управлени€ общества ƒжульфа-“авризской дороги и только что построенное новое здание автомобильной станции. ¬ течение четырЄх дней служащие управлени€ дороги вместе с военными телефонистами, укрывшись за кирпичной защитной стеной, с оружием в руках отбивали нападени€ восставших персов. ¬ здании нашли убежище много российских подданных вместе со своими семь€ми. ¬сего во врем€ беспор€дков “авризе погибло четырнадцать русских солдат.

«„астное автомобильное сообщение инженера ¬асильева убило конкуренцию извозопромышленников, и в результате нет ни фаэтонов, ни автомобилей.

4 грузовика NAG и один пассажирский автомобиль очень стары, заезжены и обслуживаютс€ неопытными шофЄрами. ћастерских дл€ починки нет вовсе, и испорченные машины не ремонтируютс€. Ќедавно пассажирский автомобиль, на котором ехал директор английского банка в “авризе и следовавший за ним грузовик, опрокинулись на дороге. јнгличанин-директор поспешил зафиксировать эту оплошность на фотографическом снимке – вот де как хороши русские пути сообщени€.

ћежду тем на пассажирском моторе взимаетс€ довольно высока€ плата за проезд “авриз – ƒжульфа – 10 и 12 рублей с пассажира. ≈стественно, что по€вление военных автомобилей создало частному сообщению инженера ¬асильева крайне непри€тную конкуренцию.

ќколо ћаранда произошЄл довольно забавный случай. √енерал ¬оропанов и наш генеральный консул в “авризе ј.я. ћиллер возвращались из поездки в ћаранд на лЄгком военном автомобиле. ¬друг автомобиль стал среди дороги – у него оказалось перерезанным «магнето». ѕодозрение пало на частных шофЄров г. ¬асильева».

¬.ј. Ўуф, 1912 г.

  весне 1912 г. ситуаци€ в ѕерсии стабилизировалась, отр€д ”чебной автомобильной роты возвратилс€ в ѕетербург. ¬ следующем году предпри€тие инженера ¬асильева прекратило свою де€тельность, но на маршруте Ёнзели – “егеран – ’амадан началось регул€рное грузовое движение, организованное “орговым домом « н€зь ѕ.». “уманов и  °».

«ащитники здани€ управлени€ общества ƒжульфа-“авризской дороги. ÷ифрами на фотографии помечены: 1 Ц управл€ющий общества ј.». “рескинский; 2 Ц предприниматель √. . ¬асильев; 3 Ц бухгалтер управлени€ общества —.—.  озьмин. “авриз, декабрь 1911 г.
«ащитники здани€ управлени€ общества ƒжульфа-“авризской дороги. ÷ифрами на фотографии помечены: 1 – управл€ющий общества ј.». “рескинский; 2 – предприниматель √. . ¬асильев; 3 – бухгалтер управлени€ общества —.—.  озьмин. “авриз, декабрь 1911 г.

¬о врем€ ѕервой мировой войны в »ране снова по€вились российские автомобили и даже броневики – на театре военных действий в ѕерсии в составе экспедиционного корпуса генерала Ќ.Ќ. Ѕаратова были задействованы регул€рные автомобильные части –усской армии и санитарные автомобильные отр€ды ¬сероссийского земского союза.

»сточники:

¬итте —.ё.  онспект лекции о народном и государственном хоз€йстве, читанных ≈го »мператорскому ¬ысочеству ¬еликому  н€зю ћихаилу јлександровичу в 1900–1902 годах. —ѕб., 1903.

√урьев Ѕ.ћ. ѕоездка в “авриз // »сторический вестник, є 6, 1912.

ƒубовской ¬.». јвтомобили и мотоциклы в –оссии 1896–1917 гг. ћ., 1994.

 ирилец —.¬.,  анинский √.√. јвтомобили –усской »мператорской армии. ћ., 2010.

—екретев ѕ.». –абота военных автомобилей в ѕерсии, между ƒжульфой и “авризом // ¬оенный сборник, є 6, 1912.

Automobil-Revue, 1906; Der Motorwagen, 1907; The Horseless Age, 1906; «јвтомобиль», 1911–1912; «јвтомобилист», 1912; «¬одные пути и шоссейные дороги», 1911; «»скры», 1912; «Ќовое врем€», 1912; «–азведчик» 1912.

http://www.gruzovikpress.ru