тел./viber (29) 358-24-70           (29) 617-16-43          (29) 859-11-13

Ђ адиллакї среди грузовиков

12 но€бр€ 2017

»стори€ американской марки Marmon

—ергей ≈горов, фото из архива автора

” американских водителей-дальнобойщиков с 1970-х годов сложилась своеобразна€ «иерархи€» грузовиков, на которых им приходилось работать. ќсновными составл€ющими престижности машин той или иной марки €вл€лись не только эксплуатационные характеристики и качество сборки, но и то, насколько автомобиль соответствовал индивидуальным пожелани€м заказчика. ”читыва€ то, что многие водители €вл€ютс€ владельцами своих грузовиков и провод€т в пути значительную часть жизни, это очень существенное требование. ѕо сложившейс€ традиции вершину этого своеобразного ќлимпа длительное врем€ занимают автомобили марок Kenworth и Peterbilt, хот€ относительно недавно самыми престижными в —Ўј считались машины марки Marmon, носившие неофициальный титул, вынесенный в заголовок статьи.

—борка грузовиков Marmon началась в 1964 г., однако дл€ полноты картины стоит рассказать о событи€х, которые стали причиной по€влени€ машин этой марки.   началу 1960-х гг. компани€ Marmon-Herrington из »ндианаполиса, некогда известна€ своими автомобил€ми повышенной проходимости, занималась сборкой полноприводных конверсий грузовиков Ford и автобусных шасси, а также выпуском различного промышленного оборудовани€. ƒл€ расширени€ производства компани€ сделала попытку выйти на рынок магистральных седельных т€гачей.   июню 1961 г. был построен прототип трЄхосного бескапотного т€гача модели HDT-1 с кабиной из алюмини€. ќсенью того же года было построено еще несколько т€гачей этого типа, которые направили дл€ испытаний в крупные транспортные компании. ¬ 1962 г. в цехах автобусного отделени€ Oneida в »ндианаполисе началс€ серийный выпуск седельных т€гачей, которые стали обозначатьс€ как модель HDT. —ерийные т€гачи, в отличие от прототипа, получили несколько иную кабину и по желанию покупателей могли оснащатьс€ либо дизельными двигател€ми Detroit Diesel мощностью 218 л.с., либо 220-сильными дизел€ми Caterpillar и Cummins.

ќпытный седельный т€гач Marmon-Herrington HDT-1. 1961 г.
ќпытный седельный т€гач Marmon-Herrington HDT-1. 1961 г.

¬ 1963 г. основатель компании Marmon-Herrington јртур ’еррингтон решил отойти от дел и в июне того же года продал свои акции семье ѕрицкер (Pritzker) из „икаго. ¬ следующем году образовалась компани€ Marmon Group, куда вошли Marmon-Herrington и ее отделени€, а также другие предпри€ти€ семьи ѕрицкер.  омпани€ Marmon-Herrington существует и поныне, занима€сь выпуском передних ведущих мостов и раздаточных коробок.

¬ июле 1963 г. отделение Truck Division по выпуску седельных т€гачей модели HDT, которых к этому времени изготовили 45–50 штук, приобрел Ёдрин –уп (Roop), дистрибьютор Marmon-Herrington на юго-западе —Ўј. –упу достались около 15 незаконченных т€гачей и техническа€ оснастка дл€ их сборки. ¬се это он перевез в г. ƒентон (штат “ехас), где основал новую компанию, котора€ получила название Marmon Motor Company, а ее продукци€ – марку Marmon. ƒо 1933 г. эту марку носили высококлассные легковые автомобили компании Marmon Motor Car Company из »ндианаполиса, котора€, по сути, была предшественницей Marmon-Herrington. «аимствование давно исчезнувшего названи€ должно было подчеркнуть преемственность традиций престижа и качества.  омпани€ располагалась в арендованных помещени€х, а ее первоначальный штат насчитывал 30 человек. –уп планировал на начальном этапе собирать по одному т€гачу в день, хот€, по его словам, производственные площади позвол€ли довести выпуск до 1200 машин в год.

—едельный т€гач Marmon-Herrington HDT. ѕроспект 1963 г.
—едельный т€гач Marmon-Herrington HDT. ѕроспект 1963 г.

¬ марте 1964 г. был собран первый грузовик марки Marmon, а с ма€ началс€ серийный выпуск. —начала это были машины, собранные из комплектов, привезЄнных из »ндианаполиса, и сохранившие старое название модели – HDT (от Heavy Duty Tractor, т. е. «т€гач т€жЄлого класса»). ѕо€вившиес€ осенью 1964 г. т€гачи полностью собственной постройки также сохранили прежнее обозначение, но получили кабины из алюмини€ с изменЄнной передней панелью и иной облицовкой радиатора. ¬ этом же году Marmon Motor приобрела многопрофильна€ корпораци€ Space из ƒалласа, после чего производство было перенесено в промышленную зону корпорации, расположенную в пригороде ƒалласа – √арлэнде.

Marmon HDT Ц перва€ собственна€ разработка компании. 1964 г.
Marmon HDT – перва€ собственна€ разработка компании. 1964 г.

Ѕескапотные седельные т€гачи модели HDT, выпускавшиес€ в 1960-х гг., имели колесную формулу 4х2 или 6х4 и могли оснащатьс€ как «дневной» кабиной, так и кабиной со спальным отсеком. ¬ 1968 г. предлагалс€ специальный вариант модели HDT с трем€ задними мостами и дизельным двигателем мощностью 434 л.с.

ќсенью 1969 г. параллельно началось производство модели CHDT капотной компоновки с угловатым оперением из стеклопластика. ќбъЄм моторного отсека делал возможным установку на эти машины любого дизельного двигател€, выпускавшегос€ компани€ми Caterpillar, Cummins и Detroit Diesel. ѕо желанию заказчика грузовики, предназначенные дл€ т€жЄлых условий эксплуатации, могли оснащатьс€ металлическим оперением. ¬ 1971 г. различные исполнени€ моделей HDT и CHDT стали обозначать дополнительными сочетани€ми из двух букв (например, CHDT-BC, -BD и т. п.).

Marmon CHDT Ц первый грузовик компании, имевший капотную компоновку. 1969 г.
Marmon CHDT – первый грузовик компании, имевший капотную компоновку. 1969 г.

¬ апреле 1973 г. Space Corp. вместе с Marmon Motor стали собственностью The Interstate Corporation (TIC) из г. „аттануга (штат “еннеси), занимавшейс€ финансами и страховым бизнесом. ѕост президента компании вместо –упа зан€л –оберт “орнелл (Thornell).

»з-за того что сборка грузовиков Marmon велась вручную по индивидуальным заказам, объЄмы ежегодного выпуска всегда были небольшими. Ќапример, во второй половине 1973 года было собрано 300 автомобилей.

ѕолное обновление производственной программы произошло в 1974 г., когда были созданы т€гачи Marmon второго поколени€. Ќовый модельный р€д включал капотные модели CHDT-јC (4х2) и CHDT-BC (6х4) с капотом из стеклопластика, выполненные в стиле грузовиков Kenworth W-900 и Peterbilt 359, а также модели с кабиной над двигателем HDT-јC (4х2) и HDT-¬C (6х4). ћашины создавались с максимальным учетом нужд их будущих владельцев, поэтому 90% оборудовани€, которое ранее устанавливалось по заказу, вошло в стандартную комплектацию. “еперь каждый автомобиль в об€зательном пор€дке оснащали кондиционером, радиостанцией, пневмоподвеской водительского сидень€, алюминиевыми топливными баками и другими устройствами, улучшающими комфорт и эксплуатационные свойства. Ќовые т€гачи в стандартной комплектации оснащали 350-сильными дизел€ми Cummins, однако наличие радиаторных решЄток с большой площадью охлаждени€ позвол€ло в будущем устанавливать на них перспективные дизельные двигатели мощностью 450–600 л.с. Ќа бескапотные грузовики монтировали кабину длиной 86 дюймов (2,2 м) со спальным местом или кабину «дневного» типа, что отражалось в индексе модели. — 1976 г. на машины по заказу стали устанавливать кабины длиной 110 дюймов (2,8 м) с двум€ спальными местами.

—едельный т€гач Marmon CHDT-BC со спальным отсеком. 1974 г.
—едельный т€гач Marmon CHDT-BC со спальным отсеком. 1974 г.
—едельный т€гач Marmon HDT-BC-86. 1974 г.
—едельный т€гач Marmon HDT-BC-86. 1974 г.

ќбразцы новых капотных и бескапотных т€гачей в марте 1974 г. были впервые представлены на «грузовом» автошоу в —ан-‘ранциско, где стали сенсацией. — этого момента за компанией Marmon Motor прочно закрепилась репутаци€ изготовител€ грузовиков очень высокого класса. Ѕудущие продажи т€гачей новых моделей руководство компании оценивало на уровне 80 штук в мес€ц. —борка машин второго поколени€ в различном исполнении осуществл€лась до конца 1980 г. ѕараллельно выпускались т€гачи модели BCHDT-BC с угловатым алюминиевым оперением, предназначенные дл€ работ в т€жЄлых услови€х.

Ўасси Marmon BCHDT-BC с алюминиевым оперением дл€ т€жЄлых условий эксплуатации. 1978 г.
Ўасси Marmon BCHDT-BC с алюминиевым оперением дл€ т€жЄлых условий эксплуатации. 1978 г.

¬ конце 1980 г. грузовики капотной и бескапотной компоновки подверглись небольшому рестайлингу (получили новую облицовку радиатора и оперение, пр€моугольные фары, двери со скругленными углами) и составили модельный р€д третьего поколени€. ќдновременно у автомобилей Marmon сменилась система обозначени€ моделей. “еперь оно состо€ло из цифры, соответствующей длине кабины в дюймах, и буквы или комбинации букв, обозначающих исполнение: F (от Fleet) – машины дл€ компаний-перевозчиков, P (от Premium) – версии «люкс» дл€ индивидуальных владельцев и B (от Butterfly Hood) – наличие алюминиевого капота с откидными боковинами. јвтомобили в исполнении Premium внешне выдел€лись радиаторной решеткой, состо€щей из 8 сегментов. ¬ модельный р€д начала 1980-х годов входили капотные модели 54-P, 54-F, 54-FB и бескапотные – 60-P, 60-F, 86-P, 86-F и 110-P. ¬ 1981 г. было продано 285 автомобилей.

—едельный т€гач Marmon 54-P со спальным отсеком дл€ двух человек. 1982 г.
—едельный т€гач Marmon 54-P со спальным отсеком дл€ двух человек. 1982 г.

¬ 1983 г. на капотные грузовики стали монтировать кабину, удлиненную на 3 дюйма, из-за чего их цифровой индекс сменилс€ на «57». ¬ 1985 г. производственна€ программа компании пополнилась седельным т€гачом Marmon 57L типа 6х4 облегченной конструкции, имевшим наклонный капот и односкатную ошиновку задних колес. «а€вл€лось, что этот грузовик €вл€етс€ самым лЄгким американским трЄхосным седельным т€гачом: при разрешЄнной полной массе 22 700 кг он весил всего 5350 кг. Ќа шасси модели 57L c двойной ошиновкой задних колЄс можно было монтировать самосвальные кузова и бетоно­смесители. Ќа модель 57L в стандартной комплектации устанавливали дизели Caterpillar мощностью 270 л.с. ¬ 1990 г. по€вилс€ вариант этой модели со смещЄнной назад передней осью, получивший обозначение Marmon SB57L (SB – от слова Setback).

 
—едельный т€гач облегчЄнной конструкции Marmon 86-F. 1983 г.
—едельный т€гач в исполнении Ђпремиумї Marmon 57-P. 1983 г.
Ўасси Marmon 57-FB со стальным оперением дл€ т€жЄлых условий эксплуатации. 1983 г.
Marmon 110-P с двум€ спальными местами. 1983 г.
 
 
 
 
—едельный т€гач облегчЄнной конструкции Marmon 86-F. 1983 г.

¬ конце 1990 г. в производственную программу добавилась модель R со смещЄнной назад передней осью и улучшенной аэродинамикой. јвтомобили комплектовали 57-дюймовыми алюминиевыми кабинами нового типа с увеличенным наклоном ветрового стекла, которые могли быть объединены со спальными отсеками длиной от 0,91 до 1,73 м. ¬ 1991 г. выпуск грузовиков бескапотной компоновки был прекращЄн. «начительное расширение модельного р€да произошло в 1995 г., когда по€вились две модели с обтекаемым оперением и покатым капотом – D обычной компоновки и S со смещЄнной назад передней осью. ќдновременно грузовики модели SB57L подвергли рестайлингу, после чего они стали похожи на автомобили модели S, но при этом имели более короткий капот. — этого периода на все модели грузовиков, включа€ «классическую» P, монтировали кабины с улучшенной аэродинамикой. Ќа автомобили моделей D, P, R и S можно было установить дизельные двигатели мощностью до 500 л.с., на грузовики модели L – до 370 л.с. ¬ это врем€ в компании Marmon работало 175 человек, производительность была 3 грузовика в день, а сеть продаж в —Ўј насчитывала 40 представительств.

—едельный т€гач облегчЄнной конструкции Marmon 57L. 1985 г.
—едельный т€гач облегчЄнной конструкции Marmon 57L. 1985 г.
Marmon SB57L со смещЄнной назад передней осью. 1990 г.
Marmon SB57L со смещЄнной назад передней осью. 1990 г.

ќтлична€ репутаци€ грузовиков Marmon привлекла внимание американских правительственных структур. ¬ 1990-х годах некоторое количество т€гачей моделей D и P с бронированной кабиной было закуплено ћинистерством энергетики —Ўј дл€ перевозки €дерных боеприпасов. — 1990-х и до 2005 г. т€гачи модели SB125R примен€лись в ¬¬— —Ўј дл€ буксировки по дорогам общего пользовани€ п€тиосных полуприцепов со ступен€ми баллистической ракеты LGM-118A Peacekeeper, более известной в нашей стране как MX.

Marmon SB103R с кабиной нового типа. 1991 г.
Marmon SB103R с кабиной нового типа. 1991 г.
Marmon SB90L (6х6) с передним ведущим мостом Marmon-Herrington. 1995 г. Ўасси создано по заказу из —аудовской јравии под монтаж жилого фургона
Marmon SB90L (6х6) с передним ведущим мостом Marmon-Herrington. 1995 г. Ўасси создано по заказу из —аудовской јравии под монтаж жилого фургона

¬ 1996 г. владелец транспортной компании из јвстралии ѕитер ћакс основал в г. ћельбурне небольшую компанию Max Marmon Handbuilt Trucks, котора€ зан€лась сборкой т€гачей Marmon модели P. √рузовики австралийской сборки получили марку Max Marmon. ќбъ­Ємы выпуска были незначительные.

¬ 1997 г. руководство корпорации TIC United, в состав которой входила Marmon Motor, прин€ло решение прекратить выпуск грузовиков. ѕоследний грузовой автомобиль марки Marmon вышел из сборочного цеха 5 феврал€ 1997 г. Ёто был т€гач модели 125DHR с увеличенной высотой спального отсека. Ќа освободившихс€ площад€х компани€ Navistar International наладила сборку грузовиков International серии Paystar.

Marmon 125DHR с высоким спальным отсеком Ц последний грузовик компании. 1997 г.
Marmon 125DHR с высоким спальным отсеком – последний грузовик компании. 1997 г.
http://www.gruzovikpress.ru