тел./Viber (29) 358-24-70           (29) 859-11-13          (29) 617-16-43

 ак выбрать аккумул€тор?

14 сент€бр€ 2019

 ”ѕ»“№ ј  ”ћ”Ћя“ќ–џ ¬ ћ»Ќ— ≈

  

јккумул€торы дл€ грузовых автомобилей и автобусов должны иметь высокий показатель пускового тока, большую емкость, низкую склонность к вибраци€м и соответствующие  габариты. ¬ыбира€ аккумул€тор, надо обратить внимание на клеммы
, электролит, из чего выполнен корпус и многое другое.

√рузовой автомобиль должен работать в разных услови€х, в том числе в т€желых. Ќе все системы автомобил€ с наступлением холодов работают в усиленном режиме и требуют индивидуального ухода, однако аккумул€торна€ батаре€ – одна из них. ¬ажность грузового ј Ѕ нельз€ переоценить – от него зависит эффективный пуск  двигател€.

«а более чем 150 лет с момента создани€, аккумул€торные батареи не измен€ли принцип работы. Ќо устройство ј Ѕ изменилось кардинально. Ќе об€зательно ходить далеко в прошлое – еще лет 30 назад водители грузовиков посто€нно провер€ли количество жидкости и при необходимости доливали, иначе – служить ему недолго.

јккумул€торы последних лет делают так, чтобы о них вспоминали как можно реже – это так называемые необслуживаемые аккумул€торы, о которых по замыслу производител€, автомобилист забывает после установки. ƒоказательство беззаботной жизни с этими ј Ѕ - отсутствие отверстий дл€ долива воды. ≈ще одна тенденци€ последних лет – гелеобразный электролит, где пластины полностью кальциевые, что позвол€ет побороть сульфатацию пластин аккумул€тора.

 

”стройство аккумул€тора


 ”стройство аккумул€тора легко представить, вспомнив школьный курс химии. ¬ажнейший элемент здесь электроды – отрицательно и положительно зар€женные. ≈сли к ним подать напр€жение, намного превышающее разность потенциалов, то запуститс€ р€д химических реакций, в результате которых и вырабатываетс€ энерги€.

 лассическое устройство автомобильного аккумул€тора подразумевает, что положительный электрод (катод) выполнен из двуокиси свинца, а отрицательный (анод) – из губчатого свинца. ћежду пластинами сепаратор из пористого непровод€щего материала, исключающего возникновение короткого замыкани€. ¬се это помещено в электролит – водный раствор серной кислоты, который может быть в жидком или гелеобразном состо€нии.  орпус батареи сделан либо по старинке – из эбонита (кстати, первые корпуса аккумул€торов были дерев€нными), либо – из пропилена, который не уступает в прочности, но при этом более легкий и термостойкий.

¬о врем€ разр€да происходит восстановление двуокиси свинца на катоде и окисление на аноде, во врем€ подзар€дки - обратные процессы.  роме того, окисление включает в себ€ электролиз, в ходе которого выдел€етс€ вода, потому плотность электролита падает, при зар€дке же аккумул€тора она увеличиваетс€.

—ульфатаци€ аккумул€тора

¬ определенный момент аккумул€тор на грузовик, выходит из стро€, запускает этот процесс, как правило, сульфатаци€ ј Ѕ, при которой на пластинах образуетс€ сернокислый свинец, видимый как белый налет. —тимулируют его по€вление несколько процессов: частый разр€д ниже 10,2¬, недостаточно плотный электролит, длительное хранение ј Ѕ без работы, а также загр€знени€.

ѕокрытые налетом электроды зар€жаютс€ быстро, но не до конца, в результате емкость аккумул€тора падает. —амое опасное, что начавша€с€ сульфатаци€ пластин, растет как «снежный ком». ”скоренна€ зар€дка длитс€ после пуска двигател€ всего несколько минут, скорость ее увеличиваетс€, если началась сульфатаци€. “ак с каждым циклом грузовой аккумул€тор зар€жаетс€ быстрее, но его емкость падает.

 ƒл€ уменьшени€ сульфатации производители могут предложить так называемые гибридные аккумул€торы (они же гибридные батареи), отрицательные пластины которых сделаны из кальциевого сплава свинца, а положительные — из малосурьм€нистого. Ќа маркировке таких батарей обычно есть надпись Calcium+.

Ѕолее современный вариант аккумул€торов, в которых практически не происходит сульфатаци€ пластин – это кальцийсодержащие аккумул€торы, —а/—а.  роме того, в этих ј Ѕ доведен до минимума саморазр€д, за счет чего ј Ѕ отлично переносит длительное хранение, это важно дл€ тех, у кого транспорт часто простаивает.

Ёксплуатаци€ аккумул€тора

¬ыбор аккумул€тора на грузовик определ€етс€ не только техникой, но также местом и способом эксплуатации. Ќапример, надо иметь в виду, что при температуре -18— эффективность ј Ѕ падает на 40%.

„то касаетс€ эксплуатации, скажем пару слов, как пон€ть, что батаре€ разр€жена. Ўтатные системы диагностики – в виде лампочки – не точны. Ћампочка мен€ет цвет, когда уровень зар€да падает ниже 63%. ”читыва€, что пусковые системы автомобилей рассчитаны на зар€женность 75%, получаетс€, заранее узнать о том, что аккумул€тор грузовой разр€жен таким способом не возможно. ѕоэтому пользоватьс€ лучше вольтметром.

≈сли решили купить необслуживаемый грузовой аккумул€тор, не стоит питать надежды, будто он никогда не закипит. ≈сли, например, сломаетс€ реле-регул€тор, электролит все равно закипит. »менно потому, что все системы взаимосв€заны между собой, автомобиль перед дальней поездкой должен проходить максимальную проверку.

 ”ѕ»“№ ј  ”ћ”Ћя“ќ–џ ¬ ћ»Ќ— ≈