тел./viber  +375 (29) 358-24-70,  +375 (29) 859-11-13

Парад ретротроллейбусов Санкт-Петербургской троллейбусной системе исполнилось 75 лет

23 декабря 2016 г.

МТБ-82Д, образец 1947 г., один из самых лучших, восстановленных в мире. По степени достоверности может сравниться лишь с аналогичным троллейбусом в городе Кирове
МТБ-82Д, образец 1947 г., один из самых лучших, восстановленных в мире. По степени достоверности может сравниться лишь с аналогичным троллейбусом в городе Кирове
Парад ретротроллейбусов

Санкт-Петербургской троллейбусной системе исполнилось 75 лет

Константин Климов, фото автора

Одной из старейших в России да и мире Санкт-Петербургской троллейбусной системе 21 октября 2011 года исполнилось 75 лет. Пущенный в регулярную эксплуатацию троллейбус с 1936 года исправно перевозил своих пассажиров практически по всем главным улицам, площадям и проспектам Северной столицы. Лишь во время блокады Ленинграда в тяжёлые дни Великой Отечественной войны троллейбусное движение было приостановлено. По случаю юбилея жители Петербурга и гости города смогли посмотреть парад ретротроллейбусов и лично прокатиться на уникальных машинах.
 

Надо сказать, что парад ретротроллейбусов в России и бывших государствах Советского Союза – событие редкое. Во-первых, потому что самих действующих ретро-троллейбусов кроме как в Москве, Кирове, Нижнем Новгороде, Кишинёве, Могилёве и Минске нигде нет, а, во-вторых, в тех городах, где старые троллейбусы восстановлены и могут самостоятельно ездить, их не так уж и много. Петербургская коллекция ретротроллейбусов отличается от других. Несмотря на то что деятельность по поиску, восстановлению старых троллейбусов была начата в середине 1990-х годов, энтузиасты, и в частности Алексей Гонтарёв, нашли и восстановили следующие экземпляры троллейбусов: ЯТБ-1, МТБ-82Д, ЗИУ-5Г, ЗИУ-682Б, КТГ-1. Но это не всё. Есть в запасниках музея и другие, не менее уникальные троллейбусы, которые ожидают своей очереди восстановления.

Деревянный ЯТБ-1 проезжал по улицам города, где сохранились старые дома и объекты транспортной инфраструктуры
Деревянный ЯТБ-1 проезжал по улицам города, где сохранились старые дома и объекты транспортной инфраструктуры
В запасниках музейной коллекции стоит ещё один не менее уникальный троллейбус ЯТБ-2, который ждёт своей очереди для прохождения реставрационных работ
В запасниках музейной коллекции стоит ещё один не менее уникальный троллейбус ЯТБ-2, который ждёт своей очереди для прохождения реставрационных работ

Но вернёмся к самому событию – параду ретротроллейбусов. Ранним октябрьским утром в троллейбусное депо, где в теплых цехах были выстроены троллейбусы, прибыл их спаситель, реставратор и главный защитник Алексей Гонтарёв. Именно он знаком с каждым из старых троллейбусов ближе всех. Его руками было сделано очень многое, если не всё. Осмотрев каждый, он как будто поговорил с ними и о чём-то их попросил! Позже подошли и другие участники парада, гости и корреспонденты. Вскоре была выстроена колонна, которая под дымкой утреннего тумана направилась к площади Александра Невского. Торжественная церемония, марш ретро-троллейбусов были запланирован как раз от площади Александра Невского по Невскому проспекту, Конногвардейскому бульвару к площади Труда. Именно этот маршрут 75 лет назад проделал первый троллейбус.

КТГ-1 – единственный грузовой троллейбус 1970-х, который сохранён и восстановлен в качестве музейной единицы в России…
КТГ-1 – единственный грузовой троллейбус 1970-х, который сохранён и восстановлен в качестве музейной единицы в России…
…в колонне он один ехал без подключения к контактной сети с помощью своего двигателя внутреннего сгорания
…в колонне он один ехал без подключения к контактной сети с помощью своего двигателя внутреннего сгорания
Колонна на Адмиралтейской набережной. Слева – ЗИУ-5Г. Справа –  ЗИУ-682Б, который был восстановлен на базе экспортного троллейбуса, предназначавшегося в начале 1980-х для Аргентины, но попавшего в Ленинград. После восстановления он получил характерную окраску для всех аналогичных троллейбусов, которые сходили с заводского конвейера с 1975 года
Колонна на Адмиралтейской набережной. Слева – ЗИУ-5Г. Справа – ЗИУ-682Б, который был восстановлен на базе экспортного троллейбуса, предназначавшегося в начале 1980-х для Аргентины, но попавшего в Ленинград. После восстановления он получил характерную окраску для всех аналогичных троллейбусов, которые сходили с заводского конвейера с 1975 года

К ветеранам троллейбусного движения присоединились и новые петербургские троллейбусы – вологодский низкопольный троллейбус модели 5298-01, минский 321 и энгельсская Тролза-5265 «Мегаполис». Нельзя не сказать, что новые троллейбусы к параду были подготовлены небрежно. Сложилось ощущение, что они случайно оказались на празднике. Например, на троллейбусе Тролза-5265 «Мегаполис» красовалась ржавая в отдельных местах крыша, пыль и беспорядок в кабине водителя…

В 12:30 колонна отправилась в путь. В головном и самом старом троллейбусе ЯТБ-1 под управлением водителя Алексея Гонтарёва ехали генеральный директор ГУП «Горэлектротранс» Д.Г. Козлов, гости и артисты, переодетые по моде 1930-х годов. Специально для ретроколонны по всему Невскому проспекту был организован «зелёный» коридор, все светофоры показывали разрешающий сигнал, полиция и прохожие с интересом разглядывали и фотографировали столь необычное действо.
 

Переодетые в наряды 1930-х годов артисты
Переодетые в наряды 1930-х годов артисты

По завершении движения на площади Труда все желающие могли вновь подойти и посмотреть транспорт, пообщаться с гостями и участниками праздника. Праздник удался, не каждый день в нашей стране, да и других городах мира можно наблюдать подобное событие. Остается пожелать санкт-петербургским троллейбусникам удачи и ещё раз поздравить их с юбилеем.

Колонна в движении на фоне Исаакиевского собора
Колонна в движении на фоне Исаакиевского собора

http://www.gruzovikpress.ru