(17) 255-57-86    (29) 358-24-70    (29) 859-11-13 

 оммерческие электромобили Ц Ђреволюци€ сверхуї ќбзор разработок электромобилей в √ермании

23 марта 2018

 
 оммерческие электромобили – «революци€ сверху»

ќбзор разработок электромобилей в √ермании

—танислав  ирилец (Stanislav Kiriletz, √ермани€)
»ллюстрации: Reuters, TU München, dpa, Volkswagen AG, Ќатальи  ирилец, ƒениса ќрлова

“ема электрический автотранспорт стала чрезвычайно попул€рной и как никогда актуальной. ќна быстрыми темпами набирает обороты в глобальных —ћ», в ней тесно сплетаютс€ экономические и политические аспекты. ћы еЄ уже неоднократно затрагивали и, очевидно, ещЄ не раз к ней вернЄмс€. ѕока же предлагаем читателю очередной обзор новостей на эту гор€чую ныне тему из √ермании, где в последнее врем€ на стимулирование разработки электромобилей и их распространение выдел€етс€ из бюджета не менее одного миллиарда евро в год.

«—тритскутер» растЄт и толстеет

Ѕлагодар€ «революции сверху» – масштабной поддержке правительством ‘–√ внедрени€ в транспортную систему страны электромобилей, немцы могут похвастатьс€ некоторыми реальными успехами. ѕолучив недавно очередную финансовую поддержку из бюджета в размере 9,5 млн евро, принадлежаща€ концерну Deutsche Post DHL Group фирма StreetScooter GmbH подготовила в течение всего лишь двух мес€цев к серийному выпуску новую модель развозного почтового фургона, названного Streetscooter Work XL. Ќа сей раз инженеры выбрали простое решение: отказались от разработки абсолютно новой машины, а скооперировались с концерном Ford Motor Co., вз€в за основу обычный автомобиль Ford Transit. ¬ыбор базовой модели кажетс€ на первый взгл€д несколько необычным, учитыва€ что немецкие фирмы Volkswagen и Daimler уже создали свои аналоги, но, веро€тно, это и стало решающим аргументом в пользу кооперации с Ford из-за нежелани€ попасть в зависимость от потенциальных конкурентов.

ѕрезентаци€ электрофургона Streetscooter Work XL Ц подзар€дка аккумул€торов во врем€ погрузки. Ќа заднем плане обычный дизельный почтовый Ford Transit
ѕрезентаци€ электрофургона Streetscooter Work XL – подзар€дка аккумул€торов во врем€ погрузки. Ќа заднем плане обычный дизельный почтовый Ford Transit
 

ѕредставленный общественности в августе Work XL стал неожиданной сенсацией, за которой последовало за€вление об углублении совместной работы двух аутсайдеров рынка коммерческих автомобилей √ермании. —ерьЄзные намерени€ подтвердили руководитель европейского отделени€ компании Ford —тивен јрмстронг (Steven Armstrong) и ответственный за доставку корреспонденции и посылок член правлени€ группы Deutsche Post DHL ёрген √ердес (Jürgen Gerdes): «—овместными усили€ми мы в рекордные сроки поставили новинку на колЄса»! “аким образом, отделение StreetScooter GmbH расширило свою программу до трЄх моделей электрофургонов. ‘ирма имеет профит на последстви€х разразившегос€ в √ермании «дизельного скандала» и собралась в скором времени ввести в строй ещЄ один завод. ¬ планах: довести производство вместо обещанных 20 тыс€ч электрофургонов в год до 30 тыс€ч. √ердес обещает в течение нескольких лет заменить все дизельные почтовые развозные фургоны в стране (а их в парке Deutsche Post DHL около 50 тыс€ч) на электрические, а также видит «громадный спрос» сторонних перевозчиков на свою продукцию. «Ёлектрофургоны практически уже распроданы», – говорит шеф Streetscooter јхим  ампкер (Achim Kampker). ѕервые 150 электромобилей Work XL поступ€т на службу почты уже в этом году, а на следующий год намечен выпуск 2500 единиц дл€ собственных нужд. »нноваци€ служит и средством давлени€ на таких конкурентов в сфере доставки посылок и бандеролей, как DPD, GLS, Hermes, UPS, Fedex…

Streetscooter Work XL, созданный на базе фургона Ford Transit, может перевозить 1350 кг груза, запас хода на одной зар€дке аккумул€торов – до 200 км.  узов машины оборудован по стандартам Ќемецкой почты. Work XL – оптимальный транспортЄр дл€ развозки посылок и небольших партий товаров в городах.
 

« юбельваген» дл€ јфрики

Ќе секрет, что автомобильна€ промышленность ‘–√ давно уже в значительной степени зависит от экспортных рынков. ѕромедлив с предполагаемой экспансией на стремительно растущие рынки электромобилей —Ўј и  ита€, где местные компании опередили √ерманию и практически не оставили ей шансов, немцы обратили свой взор на јфрику. » снова с инициативой выступил не крупный автомобильный концерн... » даже не мелкий, и вовсе не представитель автопрома – на сей раз новинку представил на прошедшей только что ћеждународной автомобильной выставке во ‘ранкфурте (IAA 2017) ћюнхенский технический университет (Technische Universität München, сокращЄнно – TU München или TUM). ќн тоже получил «кусок пирога» из бюджета √ермании на разработку альтернативного экологического транспорта и, похоже, не зр€.

TUM aCar на испытани€х в √ане
TUM aCar на испытани€х в √ане
 

¬ университете построили электромобиль дл€ сельских районов јфрики под названием aCar и уже испытали его в √ане.   разработке были привлечены специалисты различного профил€, студенты и партнЄры из разных африканских стран. ѕоставленна€ задача – дешЄвый неприхотливый и экономичный электромобиль, по мнению многочисленных экспертов, – была выполнена на отлично, результат превзошЄл все ожидани€.

 расивым aCar назвать нельз€. ќднако более чем прагматический дизайн машины, напоминающей классический немецкий « юбельваген», основываетс€ на технике модульной сборки. –азработал его научный сотрудник кафедры промышленного дизайна TUM ¬отан ¬ильден (Wotan Wilden).  омпактный электрокар длиной всего 3,70 м и грузоподъЄмностью в одну тонну построен рационально и утилитарно. ѕозади примитивной двухместной кабины находитс€ достаточно вместительный грузопассажирский кузов. Ѕазовый модуль – бортова€ платформа с 

откидными сидень€ми. ѕредусмотрена возможность установки различных кузовов дл€ использовани€ машины в качестве спецтранспорта, например, передвижного врачебного кабинета. Ѕазовый вариант машины имеет полный привод, хот€ разработали и версию с колЄсной формулой 4х2.

Ќа крыше открытой кабины солнечные батареи
Ќа крыше открытой кабины солнечные батареи
 
Ќародный грузопассажирский вариант
Ќародный грузопассажирский вариант
 

ƒл€ 48-вольтового электропривода каждой оси используетс€ небольшой двигатель мощностью 11 л.с. —уммарна€ мощность составл€ет 22 л.с. (16 к¬т), что достаточно дл€ движени€ с максимальной скоростью 60 км/ч. «апас хода – 80 км на одной подзар€дке аккумул€тора, подключаемого к сети посредством обычного бытового кабел€. ”становленные на крыше кабины солнечные батареи дают возможность посто€нной подзар€дки во врем€ движени€ или на сто€нке. «аведующий кафедрой промышленного дизайна TU München профессор ‘риц ‘ренклер (Fritz Frenkler) объ€снил основную цель конструкции: «—оздание современного и, следовательно, долговечного дизайна путЄм сокращени€ элементов до минимальной необходимости».

ƒебют модернизированного электромобил€ TUM aCar на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
ƒебют модернизированного электромобил€ TUM aCar на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
ƒебют модернизированного электромобил€ TUM aCar на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
ƒебют модернизированного электромобил€ TUM aCar на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
1 / 2
 
 
 

»спытани€ в √ане длились несколько недель и показали надЄжность конструкции. –уководитель проекта инженер —аша  оберштэдт (Sascha Koberstaedt) считает, что aCar отвечает абсолютно всем требовани€м эксплуатации в јфрике. ѕроизводство электромобилей намечено в странах „Єрного континента, импортными будут только некоторые компоненты, например, электромоторы. ќтносительно примитивна€ конструкци€ и технологи€ сборки «кюбельвагена» обусловлены африканской спецификой. «аготовки деталей можно отливать в песчаных или земл€ных формах. јлюминиевые панели капота и кабины можно изготовл€ть на простейшей гибочной машине, в качестве альтернативы предусмотрена установка панелей из фанеры. –ознична€ цена готовой машины не превысит 10 тыс€ч евро, что дл€ јфрики не так и дЄшево. –екомендуетс€ сбор средств в деревенских общинах на коллективное приобретение грузовичка.

ѕанель приборов Ц проще не придумаешь
ѕанель приборов – проще не придумаешь
 
 

—кептики справедливо опасаютс€, что китайские фирмы смогут предложить аналогичную конструкцию намного дешевле. Ўанс у немцев на ещЄ не созданном африканском рынке электромобилей только один – путЄм безвозмездной помощи и льготных кредитов на развитие самим финансировать «электрификацию» стран третьего мира. ћожно к этому добавить: оплачивать амбиции своего правительства немецким налогоплательщикам не привыкать… ј злые €зыки поговаривают, что машина создана в расчЄте на «светлое будущее» ≈вросоюза.

 
 

»грушки крупных концернов

¬ 2011 году јнгела ћеркель легкомысленно пообещала к 2020 году довести число электромобилей в √ермании до одного миллиона единиц. “ем временем крупнейшие концерны не спешат выполн€ть указани€ федерального канцлера. ƒл€ них финансова€ поддержка правительства – капл€ в море, а будущее электрификации автотранспорта всЄ ещЄ не определено. ќ некоторых коммерческих электромобил€х Mercedes-Benz, MAN и Volkswagen мы рассказывали. ѕока это ещЄ опытные и предсерийные машины, а слова по-прежнему опережают дела. ќднако уже €сно видны два основных направлени€ конструкторской мысли: создание электромобилей на базе обычных машин и разработка абсолютно новых авангардных концепций.

 рупнейший немецкий производитель автомобилей Volkswagen AG раскрыл свои планы электрификации на будущее. ¬ них входит не только постепенный перевод нескольких моделей легковых машин на электрический привод, но и оригинальный способ отметить 70-летие своей культовой модели микроавтобуса и транспортЄра Volkswagen Typ 2 T1, получившего прозвище Bulli.

VW-Studie ID Buzz действительно внешне напоминает VW T1
VW-Studie ID Buzz действительно внешне напоминает VW T1
 

Ќовый немецкий «Ѕычок» будет внешне напоминать легендарную машину, но станет электромобилем. –азработанный в прошлом году концепт Volkswagen ID Buzz должен стать, по мнению одного из руководителей концерна √ерберта ƒисса (Herbert Diess), «важным столпом электрического наступлени€» – немецкие лозунги по традиции воинственны! ¬ 2022-м он пойдЄт в серию и «в будущем порадует поклонников классического Bulli»!Ќадежда на сбыт возлагаетс€ традиционно на рынки ≈—, —Ўј и  ита€, электромобиль должен восстановить пошатнувшуюс€ из-за «дизельного скандала» репутацию компании. ѕо словам ƒисса, он получил превосходные отзывы, потенциальные клиенты за€вл€ют хором: «ѕожалуйста, пустите машину в серию»!

Volkswagen ID Buzz будет выпускатьс€ по принципу «электрической модульной конструкции» (Modularer Elektrobaukasten или MEB), что должно значительно снизить его стоимость. јналоги€ с TUM aCar на лицо, если бы не технические характеристики машины: двигатели мощностью от 204 до 374 л.с. (от 150 до 275 к¬т) позвол€т достигать максимальной скорости 160 км/ч и разгона с места до 100 км/ч за 5 секунд; запас хода на одной подзар€дке – до 600 км. Ќе хуже спортивной машины, хот€ в плане стоит изготовление не только восьмиместного микроавтобуса, но и развозного фургона. ј с 2026 года инженеры планируют оснастить ID Buzz системой автономного управлени€.

Ћаконична€ панель управлени€
Ћаконична€ панель управлени€
 

Volkswagen AG намерен в ближайшие годы инвестировать в «электрификацию» 9 млрд евро и составить серьЄзную конкуренцию американской фирме Tesla, поставив в производство более 30 моделей электромобилей. ¬ день открыти€ автосалона во ‘ранкфурте руководство фирмы объ€вило, что к 2025 году будет поставлено в серию аж 50 моделей электромобилей!  роме того, концерн обещает до конца этого года отгрузить специально выбранным клиентам 200 коммерческих машин Volkswagen eCrafter с гарантированным запасом хода на одной подзар€дке 100 км. ¬ планах серийное производство четырЄх модификаций eCrafter с разными кузовами и электродвигател€ми мощностью 102 л.с. (75 к¬т), 122 л.с. (90 к¬т), 140 л.с. (103 к¬т) и 177 л.с. (130 к¬т). ѕоследн€€ верси€ способна развивать скорость 165 км/ч.

 онцепт придерживаетс€ максимальной универсальности
 онцепт придерживаетс€ максимальной универсальности
 

ƒругие представители немецкого автопрома также за€вл€ют о своих амбици€х. Ќапример, компани€ Daimler обещает уже к 2020 году оставить на рынках ≈— и —еверной јмерики только электрическую версию своего автомобил€ Smart, а затем прекратить вообще выпуск бензиновых микролитражек этой марки. ¬ следующем году отделение Mitsubishi Fuso обещает изготовить 500 электрофургонов Fuso eCanter. ј с 2019 машина должна выпускатьс€ серийно.

 онцерн BMW собираетс€ освоить к 2025 году 12 моделей электромобилей, а некоторые представители фирмы говор€т, что их будет аж 25. ќднако пока это всЄ только в планах…

 онцепт Volkswagen ID Buzz на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
 онцепт Volkswagen ID Buzz на IAA 2017 во ‘ранкфурте-на-ћайне
 

—лова и дела

ќхвативша€ весь мир «электромобильна€ лихорадка» не даЄт поко€ как сторонникам, так и противникам альтернативного транспорта. — подачи политиков, продвигающих особенно активно свои лозунги во врем€ предвыборных кампаний, тематика занимает всЄ больше места не только в профильной прессе, но и практически во всех —ћ». ќсобенно в √ермании ей удел€етс€ огромное внимание. Ќо несмотр€ на это пока мы наблюдаем много слов и мало дел. ƒа, в некоторых немецких городах уже можно увидеть почтовые электрофургоны, однако массовой «электрификации всей страны» пока не наблюдаетс€. Ќесмотр€ на премии, предоставленные правительством дл€ приобретени€ электромобилей, народ упорно не желает отказыватьс€ от двигателей внутреннего сгорани€.  рупные концерны балуют посетителей выставок из€щными концептами, испытывают опытные образцы, но не спешат вводить их в серию, хот€ прекрасно понимают, что уже отстают в сегменте альтернативных технологий от некоторых других стран. ќни трезво оценивают все аргументы «за» и «против» и, возможно, не так наивно вер€т в перспективу, как политики. ¬рем€ покажет, какое направление развити€ альтернативного автотранспорта окажетс€ самым правильным. ѕока же процесс «электрификации» протекает медленно – усили€ производителей минимальны, их позици€ выжидательна€. Ѕез активной поддержки политиков автомобильна€ промышленность не про€вл€ет особой решительности. Ќапример, смена политической конъюнктуры в —Ўј вынудила лидирующую в электромобильном сегменте компанию Tesla «сбавить обороты». ќснователь фирмы Ёлон ћаск (Elon Musk) неожиданно перенЄс презентацию своего «звер€» (beast – именно так он назвал электрический седельный т€гач Tesla Semi) с сент€бр€ на конец окт€бр€.

ќбъект рекламы Ц электромобиль Mercedes-Benz B-Klasse Electric Drive, принадлежащий банку в ћильтенберге Ц на станции подзар€дки
ќбъект рекламы – электромобиль Mercedes-Benz B-Klasse Electric Drive, принадлежащий банку в ћильтенберге – на станции подзар€дки
 

¬ городе, где € живу (небольшом районном центре в Ѕаварии с населением 10 тыс€ч человек), уже введены в эксплуатацию четыре «электрозаправки». Ќа них чуть ли не круглосуточно сто€т и «заправл€ютс€» электричеством четыре машины – кажда€ на своей собственной станции подзар€дки. ќдна их них принадлежит монополисту по поставке электроэнергии населению, друга€ – фирме, торгующей солнечными батаре€ми, треть€ – городскому отделению крупного банка, а четвЄрта€ – органам власти района. ¬ движении электромобили можно увидеть крайне редко, их основна€ цель – реклама экологической энергии и альтернативного транспорта. ћногочисленные туристы смотр€т на инновацию с интересом, а местные жители с иронией.

http://www.gruzovikpress.ru