откидными сиденьями. Предусмотрена возможность установки различных кузовов для использования машины в качестве спецтранспорта, например, передвижного врачебного кабинета. Базовый вариант машины имеет полный привод, хотя разработали и версию с колёсной формулой 4х2.
Для 48-вольтового электропривода каждой оси используется небольшой двигатель мощностью 11 л.с. Суммарная мощность составляет 22 л.с. (16 кВт), что достаточно для движения с максимальной скоростью 60 км/ч. Запас хода – 80 км на одной подзарядке аккумулятора, подключаемого к сети посредством обычного бытового кабеля. Установленные на крыше кабины солнечные батареи дают возможность постоянной подзарядки во время движения или на стоянке. Заведующий кафедрой промышленного дизайна TU München профессор Фриц Френклер (Fritz Frenkler) объяснил основную цель конструкции: «Создание современного и, следовательно, долговечного дизайна путём сокращения элементов до минимальной необходимости».
Испытания в Гане длились несколько недель и показали надёжность конструкции. Руководитель проекта инженер Саша Коберштэдт (Sascha Koberstaedt) считает, что aCar отвечает абсолютно всем требованиям эксплуатации в Африке. Производство электромобилей намечено в странах Чёрного континента, импортными будут только некоторые компоненты, например, электромоторы. Относительно примитивная конструкция и технология сборки «кюбельвагена» обусловлены африканской спецификой. Заготовки деталей можно отливать в песчаных или земляных формах. Алюминиевые панели капота и кабины можно изготовлять на простейшей гибочной машине, в качестве альтернативы предусмотрена установка панелей из фанеры. Розничная цена готовой машины не превысит 10 тысяч евро, что для Африки не так и дёшево. Рекомендуется сбор средств в деревенских общинах на коллективное приобретение грузовичка.
Скептики справедливо опасаются, что китайские фирмы смогут предложить аналогичную конструкцию намного дешевле. Шанс у немцев на ещё не созданном африканском рынке электромобилей только один – путём безвозмездной помощи и льготных кредитов на развитие самим финансировать «электрификацию» стран третьего мира. Можно к этому добавить: оплачивать амбиции своего правительства немецким налогоплательщикам не привыкать… А злые языки поговаривают, что машина создана в расчёте на «светлое будущее» Евросоюза.
Игрушки крупных концернов
В 2011 году Ангела Меркель легкомысленно пообещала к 2020 году довести число электромобилей в Германии до одного миллиона единиц. Тем временем крупнейшие концерны не спешат выполнять указания федерального канцлера. Для них финансовая поддержка правительства – капля в море, а будущее электрификации автотранспорта всё ещё не определено. О некоторых коммерческих электромобилях Mercedes-Benz, MAN и Volkswagen мы рассказывали. Пока это ещё опытные и предсерийные машины, а слова по-прежнему опережают дела. Однако уже ясно видны два основных направления конструкторской мысли: создание электромобилей на базе обычных машин и разработка абсолютно новых авангардных концепций.
Крупнейший немецкий производитель автомобилей Volkswagen AG раскрыл свои планы электрификации на будущее. В них входит не только постепенный перевод нескольких моделей легковых машин на электрический привод, но и оригинальный способ отметить 70-летие своей культовой модели микроавтобуса и транспортёра Volkswagen Typ 2 T1, получившего прозвище Bulli.
Новый немецкий «Бычок» будет внешне напоминать легендарную машину, но станет электромобилем. Разработанный в прошлом году концепт Volkswagen ID Buzz должен стать, по мнению одного из руководителей концерна Герберта Дисса (Herbert Diess), «важным столпом электрического наступления» – немецкие лозунги по традиции воинственны! В 2022-м он пойдёт в серию и «в будущем порадует поклонников классического Bulli»!Надежда на сбыт возлагается традиционно на рынки ЕС, США и Китая, электромобиль должен восстановить пошатнувшуюся из-за «дизельного скандала» репутацию компании. По словам Дисса, он получил превосходные отзывы, потенциальные клиенты заявляют хором: «Пожалуйста, пустите машину в серию»!
Volkswagen ID Buzz будет выпускаться по принципу «электрической модульной конструкции» (Modularer Elektrobaukasten или MEB), что должно значительно снизить его стоимость. Аналогия с TUM aCar на лицо, если бы не технические характеристики машины: двигатели мощностью от 204 до 374 л.с. (от 150 до 275 кВт) позволят достигать максимальной скорости 160 км/ч и разгона с места до 100 км/ч за 5 секунд; запас хода на одной подзарядке – до 600 км. Не хуже спортивной машины, хотя в плане стоит изготовление не только восьмиместного микроавтобуса, но и развозного фургона. А с 2026 года инженеры планируют оснастить ID Buzz системой автономного управления.
Volkswagen AG намерен в ближайшие годы инвестировать в «электрификацию» 9 млрд евро и составить серьёзную конкуренцию американской фирме Tesla, поставив в производство более 30 моделей электромобилей. В день открытия автосалона во Франкфурте руководство фирмы объявило, что к 2025 году будет поставлено в серию аж 50 моделей электромобилей! Кроме того, концерн обещает до конца этого года отгрузить специально выбранным клиентам 200 коммерческих машин Volkswagen eCrafter с гарантированным запасом хода на одной подзарядке 100 км. В планах серийное производство четырёх модификаций eCrafter с разными кузовами и электродвигателями мощностью 102 л.с. (75 кВт), 122 л.с. (90 кВт), 140 л.с. (103 кВт) и 177 л.с. (130 кВт). Последняя версия способна развивать скорость 165 км/ч.
Другие представители немецкого автопрома также заявляют о своих амбициях. Например, компания Daimler обещает уже к 2020 году оставить на рынках ЕС и Северной Америки только электрическую версию своего автомобиля Smart, а затем прекратить вообще выпуск бензиновых микролитражек этой марки. В следующем году отделение Mitsubishi Fuso обещает изготовить 500 электрофургонов Fuso eCanter. А с 2019 машина должна выпускаться серийно.
Концерн BMW собирается освоить к 2025 году 12 моделей электромобилей, а некоторые представители фирмы говорят, что их будет аж 25. Однако пока это всё только в планах…
Слова и дела
Охватившая весь мир «электромобильная лихорадка» не даёт покоя как сторонникам, так и противникам альтернативного транспорта. С подачи политиков, продвигающих особенно активно свои лозунги во время предвыборных кампаний, тематика занимает всё больше места не только в профильной прессе, но и практически во всех СМИ. Особенно в Германии ей уделяется огромное внимание. Но несмотря на это пока мы наблюдаем много слов и мало дел. Да, в некоторых немецких городах уже можно увидеть почтовые электрофургоны, однако массовой «электрификации всей страны» пока не наблюдается. Несмотря на премии, предоставленные правительством для приобретения электромобилей, народ упорно не желает отказываться от двигателей внутреннего сгорания. Крупные концерны балуют посетителей выставок изящными концептами, испытывают опытные образцы, но не спешат вводить их в серию, хотя прекрасно понимают, что уже отстают в сегменте альтернативных технологий от некоторых других стран. Они трезво оценивают все аргументы «за» и «против» и, возможно, не так наивно верят в перспективу, как политики. Время покажет, какое направление развития альтернативного автотранспорта окажется самым правильным. Пока же процесс «электрификации» протекает медленно – усилия производителей минимальны, их позиция выжидательная. Без активной поддержки политиков автомобильная промышленность не проявляет особой решительности. Например, смена политической конъюнктуры в США вынудила лидирующую в электромобильном сегменте компанию Tesla «сбавить обороты». Основатель фирмы Элон Маск (Elon Musk) неожиданно перенёс презентацию своего «зверя» (beast – именно так он назвал электрический седельный тягач Tesla Semi) с сентября на конец октября.
В городе, где я живу (небольшом районном центре в Баварии с населением 10 тысяч человек), уже введены в эксплуатацию четыре «электрозаправки». На них чуть ли не круглосуточно стоят и «заправляются» электричеством четыре машины – каждая на своей собственной станции подзарядки. Одна их них принадлежит монополисту по поставке электроэнергии населению, другая – фирме, торгующей солнечными батареями, третья – городскому отделению крупного банка, а четвёртая – органам власти района. В движении электромобили можно увидеть крайне редко, их основная цель – реклама экологической энергии и альтернативного транспорта. Многочисленные туристы смотрят на инновацию с интересом, а местные жители с иронией.