В Швеции электрифицировали магистраль для троллейвозов
В Швеции запущен в эксплуатацию электрифицированный участок европейской автомагистрали E16, на котором в течение ближайших двух лет будут проходить испытания магистральные троллейвозы Scania.
Швеция поставила перед собой задачу полностью перевести собственный автопарк на безуглеродное топливо к 2030 году. И устройство электрифицированных автодорог для большегрузного транспорта рассматривается как ключевой компонент для достижения этой цели.
Запущенный в эксплуатацию электрифицированный участок автомагистрали E16 в районе города Евле станет прообразом будущей безуглеродной транспортной сети, которая позволит стране окончательно избавиться от газонефтяной зависимости и оздоровить экологию. Протяженность контактной сети здесь всего два километра, но этого, считают авторы проекта, вполне достаточно, чтобы отработать технологии передачи электроэнергии и подтвердить эффективность троллейвозов на магистральных перевозках.
О самом проекте в целом мы уже писали ранее. Сегодня появилась возможность открыть некоторые технические детали. Так, например, стало известно, что участвующие в эксперименте троллейвозы созданы на основе серийного магистрального тягача Scania G 360 4х2, который получил гибридную дизель-электрическую силовую установку, батарею аккумуляторов и пантографные токоприемники. В результате снаряженная масса "седельника" возросла с семи до девяти тонн.
Гибридная силовая установка троллейвоза Scania состоит из 360-сильного дизельного двигателя, работающего на биотопливе, и встроенного в коробку передач электромотора мощностью 130 кВт. Электромотор может питаться энергией как от контактной сети с напряжением 700 В, так и от литий-ионной аккумуляторной батареи. Подключение к контактной сети осуществляется с помощью пантографных токоприемников, которые смонтированы на раме позади кабины. Технология передачи электроэнергии разработана концерном Siemens.
Отличительные черты этого нового транспортного средства - высокая мобильность и автономность. Троллейвоз Scania может подключаться к контактной сети и отключаться от нее в движении, не теряя ни времени, ни скорости. За пределами электрифицированного шоссе движение осуществляется либо за счет двигателя внутреннего сгорания, либо на электротяге за счет запасенной в батареях электроэнергии (правда, на одной полной зарядке пока можно проехать лишь до 3 км). С обгонами других транспортных средств на электрифицированном шоссе также никаких проблем: троллейвоз автоматически отключается от сети, совершает маневр на опережение за счет гибридной силовой установки, затем возвращается на свою линию и продолжает движение на чистой электротяге - подключается пантограф к сети тоже автоматически.
Отметим, что на электрификацию двухкилометрового участка автодороги в районе города Евле было потрачено 13,5 млн евро (из них 8,3 млн евро вложило правительство). Затея, как видим, весьма дорогостоящая. Однако шведы уверены, что в долгосрочной перспективе затраты себя окупят, ведь широкое внедрение троллейвозов в магистральных перевозках позволит сократить потребление энергии как минимум наполовину, а вредные выбросы от сгорания ископаемых видов топлива - на 80-90%.
Впрочем, все это пока только расчеты, которые необходимо подтвердить на практике. Да и сама новая технология передачи электроэнергии еще должна доказать свою жизнеспособность: троллейвозам придется работать круглый год в любых условиях.
ABW.by