(17) 255-57-86    (29) 358-24-70    (29) 859-11-13 

 ак правильно выбрать моторное масло дл€ автомобил€

14 сент€бр€ 2019

 ”ѕ»“№ ћј—Ћќ ћќ“ќ–Ќќ≈ ¬ ћ»Ќ— ≈

     »сход€ из требований двигател€ ¬ашего автомобил€ и температуры окружающего воздуха, моторное масло подбираетс€ по двум основным критери€м: уровень эксплуатационных свойств по классификации API или ACEA, который должен соответствовать требовани€м ¬ашего двигател€; и в€зкость по классификации SAE, котора€ выбираетс€ в зависимости от температуры окружающего воздуха и степени изношенности двигател€.

 

 лассификаци€ моторного масла по SAE

ќдним из основных свойств моторного масла €вл€етс€ его в€зкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры в двигателе при максимальной нагрузке летом). Ќаиболее полное описание соответстви€ в€зкостно — температурных свойств масел требовани€м двигателей содержитс€ в общеприн€той на международном уровне классификации SAE3000.

ќна подразумевает моторные масла на 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и п€ть летних классов в€зкости (20, 30, 40, 50 и 60). «имние классы имеют в обозначении букву «W», первую в слове Winter — зима. „ем больше число, вход€щее в обозначение класса, тем выше в€зкость масел, относ€щихс€ к нему. ¬сесезонные масла обозначаютс€ сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значени€ динамической в€зкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определ€ет характерный дл€ соответствующего класса в€зкости летнего масла диапазон кинематической в€зкости при 100°— и динамической в€зкости при 150°—.

ћетоды испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигател€ стартером и масл€ный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трени€ в узлах трени€.

 

“ипичные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых зимних, летних и всесезонных масел

ќбращаем внимание потребител€ на то, что дл€ двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаютс€. ќни завис€т от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращени€ коленчатого вала, требуемой дл€ пуска двигател€, от производительности масл€ного насоса, от гидравлического сопротивлени€ масло приемного тракта и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных фактов (техническое состо€ние автомобил€, качество бензина или дизтоплива, квалификаци€ водител€ и т.п.)

—интетические масла обладают несколько большей текучестью, поэтому легче просачиваютс€ через неплотности в соединени€х. “ечь сальника свидетельствует не об агрессивности масла, а о том, что рабоча€ кромка манжета уже основательно изношена и вскоре сквозь него потекло бы любое масло. ¬ двигател€х устаревших конструкций (с сальниковой набивкой) синтетическое масло примен€ть нельз€

 

 

–екомендации по подбору масел по в€зкости
  • при пробеге автомобил€ менее 25% от планового ресурса двигател€ (новый двигатель) необходимо примен€ть масла классов SAE 5W30 или 10W30 всесезонно;
  • при пробеге автомобил€ 25-75% от планового ресурса двигател€ (технически исправный двигатель) целесообразно примен€ть летом масла классов SAE 10W40, 15W40, зимой 5W30 и 10W30 и всесезонно — SAE 5W40;
  • при пробеге автомобил€ более 75% от планового ресурса двигател€ (старый двигатель) следует примен€ть летом масла классов SAE 15W40 и 20W40, зимой — SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонно — SAE 5W40.
 



 
 
 лассификаци€ API моторных масел по эксплуатационным свойствам  атегори€ S (бензиновые двигатели)
 
 лассификаци€ моторного масла по API

ѕерва€ классификаци€ масел по услови€м их применени€ и уровн€м эксплуатационных свойств была предложена јмериканским институтом нефти (API) еще в 1947 г.

— тех пор она неоднократно дополн€лась, но принцип разделени€ масел на две категории — «S» и «—» сохранилс€.   категории «S» (Service) относ€тс€ масла дл€ 4-тактных бензиновых двигателей, к категории «—» (Commercial) — масла, предназначенные дл€ дизелей автомобильного транспорта, дорожно-строительных техники и сельскохоз€йственных машин.

”ровниэксплуатационных свойств по API в пор€дке возрастани€ требований к качеству подраздел€ютс€ в категории «S» на дев€ть классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ), а в категории «—» на дес€ть классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4). ÷ифры при обозначении классов (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) дают дополнительную информацию о примен€емости данного класса масел в 2-х или 4-тактных дизел€х соответственно. ƒл€ обозначени€ универсальных масел, т.е. таких, которые могут примен€тьс€ дл€ смазывани€ бензиновых двигателей и дизелей, прин€та двойна€ маркировка, например SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.п.

 

 лассификаци€ моторного масла по ACEA

≈вропейска€ ассоциаци€ автомобильных представителей (ACEA) ввела с 1996 г. новую классификацию моторных масел, котора€ базируетс€ на европейских методах испытани€, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытани€ по API, SAE и ASTM.

— 1 марта 1999г. все новые масла должны соответствовать более современным требовани€м — требовани€м ACEA-98. ќднако до 1 марта 2000г. допускаетс€ использование требований ACEA-96. ѕосле этой даты все масла должны соответствовать требовани€м ACEA-98.

 

ѕримерное соответствие классификаций ACEA-98 и API

¬ ј—≈ј вход€т ведущие гиганты автомобилестроени€ — BMW, DAF, Ford of Europe, General Motors Europe, MAN, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volksvagen, Volvo, FIAT и др.

 лассификаци€ ј—≈ј-98 подраздел€ет моторные масла на 3 категории (в зависимости от назначени€) — ј, ¬ и ≈:

  • ј1, ј2, ј3 — три уровн€ качества масел дл€ бензиновых двигателей
  • ¬1, ¬2, ¬3 и ¬4 — четыре уровн€ качества масел дл€ легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей
  • - ≈1, ≈2, ≈3 и ≈4 — четыре уровн€ качества масел дл€ т€желых дизельных двигателей грузовых автомобилей.
ƒопуски автомобильных фирм

 аждый член ј—≈ј в дополнение к единым требовани€м классификации масел может выдвигать свои специфические требовани€ путем ужесточени€ проходных оценок или путем введени€ дополнительных испытаний в двигателе собственной конструкции. “акие дополнительные требовани€ излагаютс€ в фирменных спецификаци€х на моторные масла.

ƒопуски, определ€ющие возможность применени€ моторного масла в двигател€х марок BMW, VW, Porsche €вл€ютс€ основанием и дл€ использовани€ масла в легковых автомобил€х других производителей. ѕо допускам MAN, Volvo, Scania можно определить лучшие масла дл€ применени€ в двигател€х грузовых автомобилей. ј если масло имеет одобрение фирмы Mercedes-Benz, классификаци€ которой включает более 10 классов — «листов», это означат, что оно пригодно дл€ использовани€ практически в любых европейских двигател€х данного класса.

BMW — знак одобрени€ на основании испытаний (только всесезонные масла).

Porsсhe — знак одобрени€ только дл€ синтетических и полусинтетических масел (увеличение интервала замены), так как Porsсhe имеет минимальный интервал замены 20 000 км.

Mercedes-Benz (MB) — MB 226.0 — сезонное дл€ легковых автомобилей, MB 226.1 — всесезонное дл€ легковых автомобилей, MB 226.3 — всесезонное с увеличенным интервалом замен дл€ легковых автомобилей, MB 226.5 — всесезонное с еще более увеличенным интервалом замен дл€ легковых автомобилей, MB 229.1 — дл€ новых двигателей легковых автомобилей с 1997 года выпуска (с интервалом замены 30 000 км).

Volkswagen — Audi (VW) — VW 500.00 — всесезонное, VW 501.01 — всесезонное. VW 505.00 — дл€ двигателей с турбонаддувом, VW T 4 — нова€ спецификаци€ (увеличение интервала замены).

ќбычно автолюбители не изучают внимательно надписи на этикетке. ј чтобы их «расшифровать», нужно разобратьс€ в основных стандартах моторных масел. ¬€зкость – не показатель качества.

ѕервое, что бросаетс€ в глаза при изучении этикетки масла, – класс его в€зкости. ј поскольку мы избалованы таким благом цивилизации, как всесезонные масла, речь пойдет только о них. ¬о всем мире прин€та классификаци€ масел по в€зкости, разработанна€ ќбществом автомобильных инженеров —Ўј (Society of Automotive Engineers – SAE). ¬се, конечно же, знакомы с такими маркировками как 5W-40, 10W-40 и так далее. „то же они означают?

 

ѕервое число с буквой W (Winter – зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу в€зкости. ѕерва€ цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиватьс€ по системе смазки, т. е. как быстро поступит к рабочим поверхност€м деталей, и сколько энергии ј Ѕ будет затрачено на привод стартера (в€зкость при 40° —). „исло, которое указано после тире, – это летний (высокотемпературный) класс в€зкости, соответствующий в€зкости масла при рабочей температуре мотора (при 100° —).

«аблуждаютс€ те, кто думает, что эти показатели можно просто вз€ть и измерить. ¬едь величины, о которых мы только что говорили, – это так называемые собирательные числа. ƒанные классы присваиваютс€ маслу после комплексного измерени€ его показателей (например, динамической и кинематической в€зкости).

≈сть еще один важный момент. ѕрин€то считать, что, например, масло с в€зкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Ёто св€зано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс в€зкости 5W-40, полусинтетика – 10W-40, минералка – 15W-40. Ќо ведь на нашем рынке уже представлены фирмы, которые производ€т 100-процентную синтетику классов в€зкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. —уществуют и минеральные масла «нетрадиционной» в€зкости, например, 10W-30. ѕоэтому следует запомнить, что в€зкость не €вл€етс€ главным показателем качества или базовых составл€ющих масла. ј чтобы вы€снить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.

API – не просто знак качества.

—ледующий стандарт – API, разработанный јмериканским институтом нефти. Ќекоторые продавцы преподнос€т покупател€м эту классификацию как своеобразный знак качества – мол, чем выше класс, тем лучше. Ќа самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.

—огласно API масла дел€тс€ на смазочные материалы дл€ бензиновых двигателей (категори€ S) и дл€ дизельных (категори€ C).  ажда€ из этих категорий, в свою очередь, делитс€ на классы.

— маслами дл€ дизелей все просто. ќни в основном относ€тс€ к классу CF. Ёто значит, что данна€ продукци€ пригодна дл€ эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигател€х как с турбонаддувом, так и без него.

 лассификаци€ масел дл€ двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Ќачнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. ћасла SF предназначены дл€ двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг., SG – дл€ моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 – 93 годов выпуска. —прос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требовани€м производителей двигателей, сн€тых с производства и морально устаревших. ¬ качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», дл€ которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требовани€м класса SG. —тандарт SH был предназначен дл€ моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и замен€ет все предыдущие классы. Ќо как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигатьс€ вперед семимильными шагами. ѕоэтому «правление» класса SH продлилось недолго.

≈го «наследник», класс SJ, прин€тый в 1996 году, в основном соответствует SH. –азница лишь в дополнительных требовани€х к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Ётот класс одобрен большинством производителей дл€ применени€ в двигател€х 90-х годов выпуска. Ќо дл€ современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. ѕоэтому в новейших бензиновых моторах примен€ютс€ масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. ¬ отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируютс€ большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом дл€ увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигател€).

 

 

 

Ёкономить можно не всегда.

«“ретий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (јссоциацией европейских автопроизводителей). ќ его «тонкост€х» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. ј зр€. ¬едь если не обращать внимани€ на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше. —реди масел есть так называемые энергосберегающие. ѕо названию нетрудно догадатьс€, что они предназначены дл€ экономии топлива. «а счет чего она достигаетс€? —уществует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) – в€зкость масла в услови€х высокой температуры и большой скорости сдвига. ќбычное масло при температуре 150ќ — остаетс€ достаточно в€зким (HT/HS > 3,5 мѕа•с), при этом топливо не экономитс€, но обеспечиваетс€ нормальна€ защита двигател€. ≈сли же при этих услови€х в€зкость снижаетс€ больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мѕа•с), детали мотора перемещаютс€ легче, обеспечива€ экономию горючего. ѕоэтому такое масло называют энергосберегающим. Ќо, как нетрудно догадатьс€, при этом одновременно снижаетс€ толщина масл€ной пленки, котора€ должна защищать детали от износа при высоких температурах.

«аведомо негативно относитьс€ к энергосберегающим маслам не стоит. ¬едь некоторые двигатели разработаны именно «под них». ¬ основном это моторы €понских автопроизводителей. Ћишь эти масла могут легко поступать к узлам трени€ по их узким маслопроводам. –есурс таких двигателей от этого не сократитс€. Ёнергосберегающие масла можно примен€ть только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобил€! Ќапример, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Ќельз€ их примен€ть также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаютс€ в усиленной защите. ¬от и получаетс€, что экономить можно не всегда. –ассмотрим две категории классификации ј—≈ј, которые имеют отношение к легковым автомобил€м.  атегори€ ј – это масла дл€ бензиновых двигателей, ¬ – дл€ дизельных. ѕо принципу энергосбережени€ они структурированы одинаково.  лассы ј1, ј5, ¬1, ¬5 – энергосберегающие. ќстальные (ј2, ј3, ¬2, ¬3, ¬4) – стандартные. » если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждаетс€ в усиленной защите.

 ругова€ порука.

¬се три «кита» классификации автомасел св€заны между собой. Ќапример, если по API масло относитс€ к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам ј1 или ј5, так как требовани€ к энергосбережению по€вились только начина€ с класса SJ. ¬ то же врем€, если по ј—≈ј продукт имеет класс ј5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровн€ есть требовани€ к ресурсу дл€ удлиненного пробега между заменами масла. ≈ще одна св€зь – универсальные масла дел€тс€ на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по ј—≈ј.

 лассы в€зкости также имеют св€зь с классификацией ј—≈ј. ќбычно энергосберегающим классам ј1, ¬1, ј5 и ¬5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д.). ј масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам ј2, ј3, ¬2, ¬3, ¬4, то есть энергосберегающими не €вл€ютс€.

¬€зкость (Viscosity) – внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Ёта характеристика €вл€етс€ важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим вли€ние на силу трени€. —уществуют два показател€: кинематическа€ и динамическа€ в€зкость.

ќт перемены мест…

ѕор€док расположени€ категорий S и C в индексе не случаен. ≈сли на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено дл€ бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее дл€ применени€ в бензиновых. ≈сли наоборот – «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

ѕрактика применени€.

“еперь о применении. ƒл€ «∆игуленка» или старенькой иномарки (70-х – 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показател€ми SAE – 15W-40, API – SF/CD или SG/CD, ј—≈ј – ј2/¬2. ≈сли вы бороздите необъ€тные просторы родины на переднеприводном ¬ј«е или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API – SH/CF или SJ/CF, по ј—≈ј – ј3/¬3. ƒл€ двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE – 5W-40 или 0W-40, API – SL/CF, ј—≈ј – ј3/¬3/B4. «аметьте, что в этом перечне не упом€нуты энергосберегающие классы и стандарты. »х применение специфично. ѕоэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загл€ните в руководство по эксплуатации. ≈сли же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.

—огласно ACEA моторные масла дел€тс€ на три класса: ј – масла дл€ бензиновых двигателей; ¬ – масла дл€ дизельных моторов малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; ≈ – масла дл€ мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).

  акое моторное масло выбрать

 ак правильно выбрать моторное масло дл€ автомобил€

ћоторное масло предназначаетс€ дл€ защиты рабочих элементов силовой установки, сохранени€ заводских ресурсов. —мазка, образование тоненькой пленки на поверхности трущихс€ элементов – основна€ задача продукта. Ќо также происходит охлаждение, очистка конструкции, обеспечиваетс€ защита от коррозии.

«на€, как правильно выбрать моторное масло дл€ автомобил€, легко подобрать оптимальный продукт дл€ выполнени€ поставленных задач, исключить веро€тность преждевременных поломок и износа.

 ќсновные критерии подбора рабочей жидкости

»нструкци€ по эксплуатации авто должна содержать информацию о рекомендаци€х и требовани€х производител€ по использованию рабочих жидкостей дл€ конкретной машины. ”казываютс€ общие требовани€ к продуктам и конкретные марки.

ѕри самосто€тельном проборе важно учитывать такие факторы:

  1.  “ип силового агрегата и год его разработки, выпуска. ƒата часто не совпадает с годом производства авто.
  2. ”слови€, в которых эксплуатируетс€ транспорт. Ќагрузки могут быть средними, когда предполагаетс€ движение по городу, трассе и умеренный климат. “€желые услови€ представлены транспортировкой грузов, движением по бездорожью, агрессивным климатом.
  3. »знос мотора – показатель определ€ющийс€ пробегом.
  4.  онструкци€ двигател€, котора€ может включать детали, не совместимые с определенными маслами.
  5.  


„тобы выбрать масло дл€ двигател€, нужно об€зательно следовать рекомендаци€м автопроизводител€. “ак как использование более в€зких составов приводит к недостаточной смазке элементов, повышаетс€ расход горючего, износ. Ќедостаточна€ в€зкость также опасна – смазывающие свойства понижаютс€, повышаетс€ трение. Ќе исключаютс€ и утечки, сопровождающиес€ понижением оптимального уровн€.

≈сли машина на гарантии, важно использовать оригинальные продукты, согласно требовани€м производител€. ƒалее, допускаетс€ заливка масел иных брендов, обладающих требуемыми свойствами.

 ¬иды и характеристики масел

ѕроцесс подбора рабочей жидкости упрощаетс€ благодар€ действующим классификаци€м и обозначени€м. √лавные различи€ заключаютс€ в видах веществ, определ€ющихс€ способом изготовлени€.

 

 ¬иды масел:

  1. ћинеральные – продукты, добываемые при переработке нефти, в результате дистилл€ции, рафинировани€. ¬стречаютс€ разные составы, отличающиес€ доступной стоимостью. Ѕыстра€ потер€ характеристик требует частой замены. ќтличное решение дл€ старых авто.
  2. —интетические вещества добываютс€ в результате синтеза, что позвол€ет придать им нужные характеристики. ќтличаютс€ более высокой ценой, предназначаютс€ дл€ суровых условий. ѕреимущества – стабильность, дольше служат, обладают текучестью, сохран€ют свойства при высоких и низких температурах.
  3. ѕолусинтетика – оптимальный вариант дл€ умеренных нагрузок и соответствующего климата. ќтличаетс€ стоимостью, улучшенными свойствами, в сравнении с минеральными веществами. ѕроизводитс€ путем совмещени€ минеральных и синтетических основ.

 ак не крути, а выбор масла дл€ машины — это ответственный шаг. ”дачи!


www.green-motors.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ”ѕ»“№ ћј—Ћќ ћќ“ќ–Ќќ≈ ¬ ћ»Ќ— ≈